Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Манаковой С.М. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заказчика - Вон Гым Дан;
от заявителя - Федорова А.А., Федоровой Е.В.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Федорова Александра Арсеньевича (ИНН 650903585969) (далее - Заявитель, ИП) на положения извещения - утвержденное Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (ИНН 6509022512) (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования ''Холмский городской округ 2024-2026 годы''" (извещение N 0361300009123000645) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
21.12.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, которым допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения ограничивают участие Заявителя в конкурсе.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы по существу назначено на 26.12.2023 в 12 часов 00 минут. Также объявлен перерыв на 27.12.2023 в 14 часов 15 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе указано, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе).
06.12.2023 администрацией муниципального образования "Холмский городской округ" (далее - Уполномоченный орган) в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении конкурса.
Заявитель в своей жалобе указал, что условия закупки не позволяют определить объем подлежащий выполнению.
В п. 1.1 Проекта контракта указано, что подрядчик обязуется выполнять работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Холмский городской округ" на 2024 - 2026 годы (далее: применительно к комплексу работ - Работы, работы по содержанию; применительно к месту их выполнения - Объект, место выполнения работ, участок работ, объект содержания) согласно перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения (Приложение 2), в соответствии с прилагаемым локальным сметным расчетом (Приложение 1), техническим заданием (Приложение 3),Уровнем требований к качеству содержания дорог (Приложение 4) и требованиям по обеспечению безопасности движения (Приложение 5), согласно графику выполнения работ (Приложение N 14), условиями настоящего Контракта и требованиями законодательства Российской Федерации, включая отдельные дороги, участки дорог и проезды, не упомянутые в перечне, но необходимые для нормальной эксплуатации объекта.
Также в п. 3.1 Проекта контракта указано, что максимальное значение цены Контракта составляет ____________ (___________) рублей ___ копеек, в том числе НДС __ % в сумме ___________ (________) рублей _____копеек (указывается для плательщиков НДС) (НДС не облагается на основании ____________ Налогового кодекса Российской Федерации и __________). Заказчик не может заранее определить объем. Оплата осуществляется по цене единицы Работы исходя из объема фактически выполненных Работ, но в размере, не превышающем максимальное значение цены Контракта.
При этом в п. 4.1.42 Проекта контракта указано, что при выполнении своих обязательств по контракту (п. 1.1.) Подрядчик обязан выполнять все виды работ, указанные в локальных сметных расчетах (Приложение N 1), в том числе Подрядчик обязан придерживаться объемов и периодичности, установленной Плановыми объемами работ (Приложение N 12). Работы принимаются Заказчиком только в пределах цены контракта (п. 3.1.) и в пределах объемов, установленных Плановыми объемами работ. При выполнении Подрядчиком без согласования с Заказчиком отдельных видов работ в объеме, превышающем объем, установленный Плановыми объемами работ, Заказчиком эти виды работ в объеме, превышающем объем, установленный Плановыми объемами работ, не принимаются и не оплачиваются. В случае необходимости увеличения в пределах цены контракта (п. 3.1.) объема конкретного вида работ по сравнению с объемом, установленным в Плановых объемах работ, Заказчик письменно уведомляет Подрядчика об этом обязательстве. При этом Плановые объемы работ являются примерными объемами работ и могут быть изменены Заказчиком исходя из погодных и иных условий.
Однако Приложение N12 к муниципальному контракту обозначено как Помесячная разбивка денежных средств по содержанию муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения Холмского городского округа на 2024 год с учетом НДС.
Кроме того условие в п. 4.1.42 Проекта контракта о том, что подрядчик обязан придерживаться объемов работ согласно Плановыми объемами работ противоречит п. 3.1 Проекта контракта где указано, что заказчик не может заранее определить объем и оплата осуществляется по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненных работ.
Вместе с тем, в составе документов размещенных в извещении конкурса отсутствует Приложение N 14 График выполнения работ, что не соответствует ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Также в п. 4.1.2.3 Проекта контракта указано, что подрядчик обязан выполнять работы своевременно, в сроки, установленные настоящим контрактом и действующим законодательством (включая ГОСТы, СП), а также (в случаях, установленных контрактом и действующим законодательством) в соответствии с поправками на ежедневные погодные условия, и заявками (предписаниями и т.д.) Заказчика или уполномоченных органов.
При этом Проект контракта не содержит надлежащий порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Таким образом, можно прийти к выводу, что Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того в жалобе указано, что Заказчик определил место вывоза снега и мусора на конкретный полигон в с. Костромское Холмского района. Однако такой полигон не имеет лицензию ГРОРО.
Согласно п. 4.1.10 Проекта контракта указано, что подрядчик обеспечивает своевременную погрузку отходов производства и потребления и демонтированных в ходе выполнения обязательств по настоящему контракту конструкций на автомобиль, их вывоз и размещение на полигоне с. Костромское Холмского района. Подрядчик самостоятельно обеспечивает соблюдение действующего законодательства при обращении с образовавшимися в ходе исполнения своих обязательств по контракту отходами, а также (при необходимости) осуществляет все расходы и платежи, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, несет риски, связанные с деятельностью по образованию отходов.
В п. 4.1.19 Проекта контракта вывоз мусора и снега производить на полигон с. Костромское Холмского района.
Кроме того в п. 32, 45 разд. 1 Технического задания указано, что вывоз снега производится на полигон с. Костромское Холмского района; Вывоз мусора производится на полигон с. Костромское Холмского района.
Однако заказчик не предоставил доказательств того, что указанный полигон содержится в Государственном реестре объектов размещения отходов.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что указание конкретного полигона для вывоза мусора и снега является требованием ограничивающим количество участников, в том числе приводит к ограничению конкуренции.
По мнению Комиссии, подрядчик вправе самостоятельно определять место вывоза и размещения отходов с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик признается нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Оценив довод заявителя о том что Дополнительные требования указанные в п. 5.12 Проекта контракта противоречат номам Закона о контрактной системе, Комиссия не усмотрела нарушений.
Доводы Заявителя на положения извещения, поступившие на рассмотрение Комиссии после окончания срока подачи заявок по существу не рассматриваются.
Таким образом жалоба заявителя признается частично обоснованной, а заказчик нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в п. 5.1 Проекта контракта указано, что по результатам выполненных работ Подрядчик ежемесячно (а в декабре - до 15 декабря), представляет Заказчику акт выполненных работ по форме N КС-2, справку по форме КС-3, счет и счет-фактуру с приложением всех необходимых документов для последующей оплаты на условиях Контракта. Исполнительная и иная, предусмотренная условиями Контракта, документация передается Подрядчиком Заказчику на момент предоставления акта выполненных работ. Отсутствие указанных документов (какого-либо документа) является основанием для не подписания акта выполненных работ и не произведения оплаты по контракту. Передача документации, связанной с выполнением работ по контракту, осуществляется Подрядчиком лично в офисе Заказчика. Все представляемые Подрядчиком отчетные документы должны содержать подписи и расшифровки подписей представителей Подрядчика, оттиск печати Подрядчика (при наличии) и дату их составления.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона N 44-ФЗ), поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
При этом пунктом 2 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 данной части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в документе о приемке.
В силу пункта 3 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием ЕИС направляется заказчику.
В срок, установленный контрактом, но не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 указанной статьи) осуществляет одно из следующих действий:
подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (пункт 4 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено, что приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги происходит в соответствии с условиями, установленными контрактом, при этом порядок оформления результатов такой приемки устанавливается в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Однако Проектом контракта не предусмотрены условия приемки работ в соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе, что является нарушением указанной нормы.
Учитывая характер допущенных нарушений, а также то, что указанные нарушения нарушают права Заявителя, Комиссией принято решение выдать обязательное для исполнения предписание.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Федорова Александра Арсеньевича (ИНН 650903585969) на положения извещения - утвержденное Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Холмский городской округ" (ИНН 6509022512) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования ''Холмский городской округ 2024-2026 годы''" (извещение N 0361300009123000645) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Холмский городской округ" нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 34, ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе;
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии: К.В. Солонин
Члены комиссии: Осташовой Е.Э.
Манаковой С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 декабря 2023 г. N 065/06/106-855/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024