Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДПРОФ" (далее - заявитель) на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку получателям сигнализаторов звука (извещение N 0252100000223000257) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - Аляковой Анны Вячеславовны (доверенность от 27.11.2023 N МП-23/08);
заказчика - Стояновой Ирины Владимировны (доверенность от 27.12.2023 N ОС-222), Подоляк Евгении Александровны (доверенность от 27.12.2023 N ОС-223), Каспорта Дмитрия Александровича (доверенность от 27.12.2023 N ОС-221)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12240-ЭП/23 от 21.12.2023) жалоба заявителя положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 14.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0252100000223000257 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 800 000 руб. и начальной суммой цен единиц товара 17 558,63 руб.
18.12.2023 заказчиком были размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 26.12.2023 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 22.12.2023 в 06:00:00 час. (по московскому времени) не подано ни одной заявки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, установлено следующее.
Доводы жалобы сводятся к нарушению правил описания объекта закупки, а также к наличию противоречивых положений между извещением в структурированной форме и электронными документами, являющимися приложением к извещению.
По мнению заявителя, закупаемый товар описан заказчиком таким образом, что совокупность всех характеристик товара соответствует товару единственного производителя ООО "Исток Аудио Трейдинг". Помимо этого, описание объекта закупки сформировано на основании ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия", что, в свою очередь, также указывает на соответствие описания объекта закупки товару единственного производителя, поскольку указанный ГОСТ Р разработан совместно с ООО "Исток Аудио Трейдинг".
В качестве доводов жалобы также указан ряд нарушений в положениях извещения об осуществлении закупки:
- допущено противоречие в положениях извещения об осуществлении закупки в отношении установления/не установления преимущества участникам закупок - субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям;
- допущено противоречие между инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке, содержащейся в электронном документе "Приложение N 3 - Требования к содержанию заявки и Инструкция по ЭА-109", и включенными в извещение об осуществлении закупки (структурированная форма) положениями инструкции по заполнению характеристик в заявке в части значения показателя "Радиус устойчивости приема сигнала в условиях прямой видимости";
- в проекте контракта и в извещении указан несуществующий идентификационный код закупки (далее также - ИКЗ).
Заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 12486-ЭП/23 от 27.12.2023), из содержания которых следует, что нарушения в действиях заказчика отсутствуют, описание объекта закупки составлено на основании ГОСТ Р ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" и не приводит к ограничению конкуренции, так как описанию объекта закупку соответствует, как минимум товары трех производителей.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктами 4, 5, 6 и 7 Правил использования КТРУ установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, регламентированные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона.
Заказчиком по позициям N 1, 2 и 3 описания объекта закупки закупаются соответственно:
- Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией с указанием позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) 27.90.20.120-00000001,
- Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией с указанием позиции КТРУ 27.90.20.120-00000002,
- Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией с указанием позиции КТРУ 27.90.20.120-00000003.
При этом позициями КТРУ 27.90.20.120-00000001, 27.90.20.120-00000002 и 27.90.20.120-00000003 не установлены какие-либо характеристики.
Таким образом, требования к закупаемому товару по спорным позициям формируются заказчиком в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе применение заказчиками требований и положений технических регламентов и стандартов является приоритетным.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.
По общему правилу надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В описании объекта закупки указано, что товар должен соответствовать требованиям следующих стандартов: ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 30804.6.2-2013, ГОСТ 30804.6.4-2013 ГОСТ 15150-69.
При этом в описании объекта закупки не указано по каким именно характеристикам необходимо определять соответствие товара конкретным требованиям указанных ГОСТов (например:
- какому конкретно пункту из указанных ГОСТов должна соответствовать характеристика товара "радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м"?
- ряд характеристик, содержащихся в описании объекта закупки, не указаны в ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 70185-2022) либо приведены в более усеченной форме, нежели это предусмотрено в стандарте, например:
- сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции;
- радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости не менее 30 м (отсутствует в ГОСТ Р 70185-2022);
- рабочая частота: 433,92 МГц + 0,2 % (отсутствует в ГОСТ Р 70185-2022);
- конструкция сигнализатора должна обеспечивать пользователю удобство и простоту обращения, самостоятельную установку при подготовке и во время эксплуатации (отсутствует в ГОСТ Р 70185-2022).
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о том, размещенное в составе извещения о закупке описание объекта закупки нельзя признать надлежащим и соответствующим законодательству и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что при установлении требований к закупаемому товару были нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Заявителем представлено письмо производителя ООО "Аурика" о том, что требованиям ГОСТ Р 70185-2022 соответствуют только товары производителя ООО "Исток Аудио Трейдинг".
На запрос Омского УФАС России (исх. N АЛ/8050/23 от 22.12.2023) о возможности производства товара, соответствующего требованиям, установленным заказчиком в описании объекта закупки, входящим в состав извещения об осуществлении закупки N 0252100000223000257, ООО "Аурика" предоставлен ответ (вх. N 12422-ЭП/23 от 26.12.2023), содержание которого сводится к тому, что общество производит продукцию соответствующую ГОСТ Р 70185-2022, при этом товары, соответствующие характеристикам, установленным в указанном извещении, у общества отсутствуют, произвести такие товары общество на данный момент не имеет технической возможности.
Запрос Омского УФАС России (исх. N АЛ/8050/23 от 22.12.2023) также был направлен ОАО "Исток-Аудио Трейдинг", подтвердившего в своем ответе (вх. N 12429-ЭП/23 от 26.02.2023) возможность производства товара с установленными в извещении об осуществлении закупки N 0252100000223000257 характеристиками и указавшего, что ООО "Аурика" также участвовало в разработке ГОСТ Р 70185-2022, с приложением копии письма ООО "Аурика" от 16.02.2022 N 01/22-017 о старте производства новой линейки сигнализаторов звука световых и вибрационных, полностью соответствующих проекту стандарта.
Как следует из возражений заказчика (вх. N 12486-ЭП/23 от 27.12.2023), отвечающими требованиям описания объекта закупки являются также следующие сигнализаторы звука:
- "Маяк", производитель ООО "Ведикор";
- "Пульсар-3", производитель ОАО "Исток-Аудио Интернеэшнл";
- "Энеджи", производитель ООО "Элита Групп".
В заседании Комиссии Омского УФАС России был объявлен перерыв до 16 час. 30 мин. (по омскому времени) 28.12.2023 для предоставления заказчику возможности документально подтвердить соответствие сигнализаторы звука "Маяк" (производитель ООО "Ведикор") и "Энеджи" (производитель ООО "Элита Групп") установленным в описании объекта закупки характеристикам.
После перерыва заказчикам были представлены (вх. N 12565-ЭП/23 от 28.12.2023) руководство по эксплуатации на сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих "Маяк" (ООО "Криптомед") и руководство по эксплуатации на сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих "Энеджи" (ООО "Элита Групп"). Согласно данным руководствам "устройства по условиям безопасности в эксплуатации соответствуют требованиям ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 30804.6.2-2013, ГОСТ 30804.6.4-2013 ГОСТ 15150-69".
Комиссия отмечает, что из содержащейся в руководствах информации невозможно установить соответствие сигнализаторов звука цифровых с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих "Маяк" и "Энеджи" всем характеристикам, установленным в описании объекта закупки. При этом особо следует отметить, что представленные заказчиком руководства по эксплуатации совершенно идентичны по содержанию, а в разделе "Гарантийные обязательства" указано на то, что предприятие-изготовитель гарантирует соответствие устройства требованиям ТУ 27.90.20-030-18163033-2020. Из указанного можно сделать вывод о том, что оба устройства производятся по одним и тем же техусловиям. Одновременно из указанных руководств невозможно сделать однозначный вывод о том, что именно ООО "Криптомед" и ООО "Элита Групп" являются предприятиями-изготовителями данных товаров, поскольку как таковые они в этих руководствах не поименованы.
В связи с изложенным в рассматриваемом случае заказчиком не подтверждено, что описанию объекту закупки соответствуют товары как минимум двух производителей.
Соответственно жалоба заявителя в данной части является обоснованной.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что допущено противоречие в положениях извещения об осуществлении закупки в отношении установления/не установления преимущества участникам закупок - субъектам малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, Комиссия признает его обоснованным, учитывая следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В разделе "Преимущества и требования к участникам" структурированной формы извещения об осуществлении закупки не установлены преимущества, предусмотренные частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе.
Однако в пункте 7.7, ссылки 5 (предусмотренной в разделе 7), пункте 9.6 проекта контракта, подпункт "л" пункта 1 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и Инструкция по ее заполнению (электронный документ "Приложение N 3 - Требования к содержанию заявки и Инструкция по ЭА-109") установлены положения, применяющиеся при установлении преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представителем заказчика даны пояснения о том, что указанное преимущество ошибочно не было установлено в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение статьи 7, пункта 14 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе Федерального закона о контрактной системе.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что допущено противоречие между инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке, содержащейся в электронном документе "Приложение N 3 - Требования к содержанию заявки и Инструкция по ЭА-109", и включенными в извещение об осуществлении закупки (структурированная форма) положениями поля "Инструкция по заполнению характеристик в заявке" в части значения показателя "Радиус устойчивости приема сигнала в условиях прямой видимости", Комиссия признает его обоснованным ввиду следующего.
В жалобе дословно указано: "В приложении N3 к извещению об осуществлении закупки в инструкции по указанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в извещении об электронном аукционе по позиции "Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией" указано:
Характеристика |
Значение характеристики |
Инструкция по указанию характеристик товара, соответствующих значениям, установленным в извещении об электронном аукционе |
Радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости |
Больше или равно 30 метров |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Однако, в структурированной форме извещения указано:
Характеристика |
Значение характеристики |
Инструкция по указанию характеристик товара, соответствующих значениям, установленным в извещении об электронном аукционе |
Радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
При наличии вышеупомянутых разночтений отсутствует понимание как правильно участнику закупки нужно указать значение характеристики "Радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости", чтобы Заказчик не отклонил его за несоответствие характеристик установленным Заказчиком требованиям".
При рассмотрении материалов и информации вышеуказанной закупки в форме электронного аукциона содержащиеся в ЕИС установлено следующее:
Заказчиком в структурированном описании объекта закупки в позиции "Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией с указанием позиции КТРУ 27.90.20.120-00000003" установлено требование к значению характеристики "Радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости: 30 метров" в поле "Инструкция по заполнению характеристик в заявке" - "Значение характеристики не может изменяться участником закупки".
Одновременно в прикрепленном документе "Приложение N 3 - Требования к содержанию заявки и Инструкция по ЭА-109", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки в позиции "16-01-03 Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией (27.90.20.120-00000003 - Сигнализатор звука цифровой со световой и вибрационной индикацией)" заказчиком указана характеристика "Радиус устойчивого приема сигнала в условиях прямой видимости: Больше или равно 30 метров" с требованием к значению характеристики - "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики".
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, сто извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 (далее - Положение по постановлению N 60) формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
Согласно пункту 4 Положения по постановлению N 60 документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом:
а) если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы;
б) такие электронные документы и образы должны иметь открытые форматы, обеспечивающие возможность просмотра всего документа либо его фрагмента средствами общедоступного программного обеспечения, и не должны быть зашифрованы или защищены средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержимым без дополнительного программного обеспечения, которое требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем такого программного обеспечения, если оно предусматривает взимание платы.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Положения по постановлению N 60 в единой информационной системе, в том числе во взаимодействии с иными информационными системами, осуществляются формирование и размещение документов, предусмотренных Федеральным законом, в том числе извещения об осуществлении закупки.
Исходя из подпункта "а" пункта 4 Положения по постановлению N 60, информация, содержащаяся в структурированной форме извещения об осуществлении закупки, имеет приоритет над электронным документом "Приложение N 3 - Требования к содержанию заявки и Инструкция по ЭА-109".
Также Комиссия приходит к выводу, что установленный подпунктом "а" пункта 4 Положения по постановлению N 60, приоритет информации, сформированной с использованием единой информационной системы над электронными документами или образами бумажных документов, сформированных без использования единой информационной системы и размещаемых в единой информационной системе, применяется для целей нивелирования противоречий при размещении соответствующих документов в единой информационной системе и не исключает наличие в действиях заказчика нарушений статьи 7, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в проекте контракта и в извещении указан несуществующий идентификационный код закупки, Комиссия признает его необоснованным ввиду следующего.
В жалобе дословно указано: "Также следует отметить, что Заказчиком в проекте контракта и в извещении указан несуществующий идентификационный код закупки (ИКЗ) -231550000005455030100101640032790323".
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указан идентификационный код закупки: 231550000005455030100101640032790323, аналогичный ИКЗ, который содержится в проекте контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДПРОФ" на действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку получателям сигнализаторов звука (извещение N 0252100000223000257) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 14 части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 декабря 2023 г. N 055/06/106-1481/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024