Резолютивная часть объявлена 09.01.2024
Изготовлено в полном объеме 12.01.2024 г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцев Е.А.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления,
От Победителя закупки посредством видеоконверенц - связи директор Клышев О.Н.; Андреева Н.П. на основании доверенности N б/н от 28.12.2023;
От Заказчика - посредством видеоконверенц - связи директор Петухин И.С.; Сонников В.И. на основании доверенности N115 от 28.12.2023,
рассмотрев информацию и документы, поступившие от Муниципального казенного учреждения Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" (вх. N 13270/23 от 27.12.2023) в отношении ООО "СВТК-СТРОЙ" (443001, Самарская область, г.о. Самара, вн. р-н. Ленинский, г. Самара ул. Пушкина, д. 194, кв. 182, ИНН: 6319208332; ОГРН: 1166313106123; КПП: 631701001, Участник/директор: Клышев Олег Николаевич ИНН:
63126373806) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
установила:
В Управление 27.12.2023 г. поступило обращение от Муниципального казенного учреждения Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" (вх. N 13270/23 от 27.12.2023) в отношении ООО "СВТК-СТРОЙ" (443001, Самарская область, г.о. Самара, вн. р-н. Ленинский, г. Самара ул. Пушкина, д. 194, кв. 182, ИНН: 6319208332; ОГРН: 1166313106123; КПП: 631701001, Участник/директор: Клышев Олег Николаевич ИНН: 63126373806) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Номер извещения: 0187300008423000226;
Номер реестровой записи контракта: 3860104675923000035, номер контракта - 0187300008423000226;
Предмет контракта: Строительство сетей водоснабжения в п. Кедровый (ул. Старая Набережная);
Контракт заключен: 04.12.2023 г.;
Цена контракта: 23 078 103,30 руб.;
Срок действия Контракта:
Контракт вступает в силу с даты подписания его Сторонами и действует до 30.12.2023, а в части обязательств - до их полного исполнения.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
04.12.2023 г. между Муниципальным бюджетным учреждением Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" (далее - Заказчик) и ООО СК "СВТК-СТРОЙ" (далее - Подрядчик, Исполнитель, Общество) был заключен контракт N 0187300008423000226, предметом которого является: Строительство сетей водоснабжения в п. Кедровый (ул. Старая Набережная) (далее - Договор /Контракт).
Разделом 1 Контракта установлено следующее:
1.1. Подрядчик обязуется своевременно по заданию Заказчика выполнить работу по "Строительство сетей водоснабжения в п. Кедровый (ул. Старая Набережная)" (далее - "работа") в соответствии с локальным сметным расчетом в сроки, указанные в Контракте, и сдать результат работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Состав и объем работы определяется локальным сметным расчетом (смета) контракта (Приложения N1 к Контракту) и графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N2 к Контракту).
1.2. Место выполнения работы: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ханты-Мансийский район, п. Кедровый, ул. Старая Набережная (далее - "место выполнения работы").
Разделом 4 Контракта установлены права и обязанности сторон.
Разделом 5 Контракта установлены сроки выполнения работы по контракту.
5.1. Работа должна быть выполнена в срок до 20.12.2023 с даты заключения Контракта Сторонами согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту).
5.2. Работы по Контракту выполняются непрерывно. Заказчик и Подрядчик, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, Контрактом, не вправе приостанавливать выполнение работ.
5.3. Подрядчик по согласованию с Заказчиком может досрочно сдать выполненную работу. Заказчик вправе досрочно принять и оплатить такие работы в соответствии с условиями Контракта.
Пунктом 12.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссией Управления установлено, что Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе (далее - Решение) - 12.12.2023 г.
Из обоснования решения Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует (выдержка из текста):
"В течение 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем заключения Контракта, передать Подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документацию необходимую для выполнения работ (п. 4.2.2. Контракта).
В нарушение вышеуказанного положения контракта строительная площадка была передана Подрядчику только 09.12.2023r., т.е. с нарушением срока. Документация также передана с нарушением срока, а именно 08.12.202Зr.
В силу п. 4.2.4. Контракта Заказчик обязан обеспечить доступ персонала подрядчика на строительную площадку.
Пунктом 10.1. Контракта предусмотрено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по Контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), а именно: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничение перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли Сторон Контракта обстоятельства.
Письмом N23-471 от 06.12.202Зr. подрядчик информировал заказчика о невозможности выполнения работ в установленные контрактом сроки в результате форс-мажорных обстоятельств, связанных с проведением работ в период с О1. 12.202Зг. по 25. 12.202Зг. по строительству зимних автомобильных дорог и ледовых переправ на территории автономного округа в зимний сезон данная информация была опубликована 01.12.2023 г., т.е. после того как подрядчик подписал контракт (24.11.2023 г.) и как следствие подрядчик не мог предвидеть данное обстоятельство заключая контракт) и просил продлить сроки исполнения контракта.
Письмом от 08.12.2023r. N 12-Исх.-750 Заказчик отказал ООО "СВТК-строй" в продлении срока выполнения работ по Контракту.
Таким образом, когда заказчик в разумный срок после получения соответствующего предупреждения исполнителя нс предпримет необходимых мер, исполнитель имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2021 г. N ЗОЗ-ЭС20-20303 ).
Поскольку Учреждение в разумный срок не направил в адрес Подрядчика указаний о дальнейшем способе восполнения работы и не решил вопрос о нецелесообразности дальнейшего их выполнения, Общество на основании пункта 3 статьи 716 ГК РФ имеет право в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта.
Несмотря на уведомление Подрядчика о невозможности проведения работ, в том числе доставки строительных материалов, строительной техники и т.д., т.к. в период с 01. 12.202Зг. по 25.12.202З. (планируемая дата ввода в эксплуатацию) идут работы по строительству зимних автомобильных дорог и ледовых переправ и отсутствие подъездных путей к строительной площадки, а также отказ в пересмотре сроков выполнения работ, Общество на основании статей 716, 719 ГК РФ, п. 12.12 Контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомление о досрочном расторжении контракта).".
Заказчиком на заседание комиссии по рассмотрению сведений представлены письменные пояснения, из которых следует (выдержка из текста):
"07 декабря 2023 года в адрес подрядчика в соответствии с пунктом 4.2.2 Контракта, в полном объеме направлена (исх. N12-Исх-746 от 07.12.2023) документация, позволяющая подрядчику приступить к выполнению работ, а также размещено в БИС в разделе "Уведомление претензионной переписки N8 от 07.12.2023, 15:56".
На основании вышеизложенного, подрядчиком намерено нарушены условия выполнения муниципального контракта, а именно пунктов 4.4.3,4.4.9, 4.4.12 Контракта.
По вопросу наличия замечания подрядчика, в части обеспечения доступа персонала подрядчика на строительную площадку, сообщаем, что в соответствии с актом приема-передачи строительной площадки от 09.12.2023 подписанного с участием представителя при передаче строительной площадки, заказчиком передан, а подрядчиком принят объект: "Строительство сетей водоснабжения в п. Кедровый (ул. Старая Набережная)". Доступ к строительной площадке (улица п. Кедровый) обеспечен без ограничения, что подтверждается фотоматериалами (прилагаются). А также в период проведения конкурсных процедур (до заключения контракта), от подрядчика не поступали запросы и разъяснения по исполнению контракта согласно части 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По вопросу продления сроков исполнения муниципального контракта, поясняем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.
Временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта. Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных · источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Таким образом, заключение дополнительного соглашения, предусматривающее изменение сроков исполнения контракта, будет противоречить пункту 2 статьи 168 ГК РФ, части 2 статьи 8, пункту 2 статьи 34, пункт 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
06 ошибочном отнесении затруднений в части исполнения муниципального контракта как форс-мажорной ситуации ранее давались разъяснения (исх. 12-Исх-750 от 08.12.2023). Решений со стороны уполномоченных органов исполнительной власти об ограничении перевозок в период исполнения контракта не принималось.".
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Подрядчика было опубликовано в личном кабинете единой информационной системы (далее - ЕИС) 12.12.2023 г.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе Решение 12.12.2023 г. доставлено в личный кабинет Заказчика.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается 12.12.2023 г.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления в силу решения признается - 23.12.2023 г.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно журналу событий, Комиссия Управления установила, что Переведена на статус "Исполнение прекращено" реестровая запись N 3860104675923000035 - 26.12.2023 07:25 (МСК).
Изучив представленные доказательства, Комиссией Управления установлено следующее.
04.12.2023 г. между Муниципальным бюджетным учреждением Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" и ООО СК "СВТК-СТРОЙ" был заключен контракт N 0187300008423000226, предметом которого является: Строительство сетей водоснабжения в п. Кедровый (ул. Старая Набережная).
Согласно пункту 4.2.2 Контракта в течение 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем заключения Контракта, передать Подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документацию необходимую для выполнения работ.
07 декабря 2023 года в адрес подрядчика в соответствии с пунктом 4.2.2 Контракта, в полном объеме направлена (исх. N12-Исх-746 от 07.12.2023) документация, позволяющая подрядчику приступить к выполнению работ, а также размещено в БИС в разделе "Уведомление претензионной переписки N8 от 07.12.2023, 15:56".
В соответствии с актом приема-передачи строительной площадки от 09.12.2023 заказчиком передан, а подрядчиком принят объект: "Строительство сетей водоснабжения в п. Кедровый (ул. Старая Набережная)".
Разделом 5 Контракта установлено, что работа должна быть выполнена в срок до 20.12.2023 с даты заключения Контракта Сторонами согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту).
24.11.2023 15:42 (МСК) От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Проект контракта, подписанный поставщиком" от 24.11.2023.
Письмом N23-471 от 06.12.202З подрядчик информировал заказчика о невозможности выполнения работ в установленные контрактом сроки в результате форс-мажорных обстоятельств, связанных с проведением работ в период с 01.12.202Зг. по 25.12.202Зг. по строительству зимних автомобильных дорог и ледовых переправ на территории автономного округа в зимний сезон.
Данная информация была опубликована 01.12.2023 г. на сайте Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры, т.е. после того как подрядчик подписал проект контракта.
Также, в материалах дела представлено письмо Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры на исх. От 07.12.2023 N 23-472 со следующей информацией (вырезка из текста):
"В настоящее время осуществляется строительство зимних автомобильных дорог по направлению до п. Кедровый Октябрьского района автономного округа. Движение автомобильного транспорта по строящимся зимним автомобильным дорогам запрещено.
Согласно государственного контракта ввод в эксплуатацию зимних автомобильных дорог и ледовых переправ до п. Кедровый запланирован не позднее 25.12.2022".
Таким образом, Подрядчик не мог предвидеть данные обстоятельство подписывая проект контракта.
Запрет на движение автомобильного транспорта делает невозможным доставку на объект строительных материалов, оборудования, техники.
Письмом от 08.12.2023r. N 12-Исх.-750 Заказчик отказал ООО "СВТК-строй" в продлении срока выполнения работ по Контракту.
Несмотря на уведомление Подрядчика о невозможности проведения работ, в том числе доставки строительных материалов, строительной техники и т.д., т.к. в период с 01.12.202Зг. по 25.12.202З. (планируемая дата ввода в эксплуатацию) идут работы по строительству зимних автомобильных дорог и ледовых переправ и отсутствие подъездных путей к строительной площадки, а также отказ в пересмотре сроков выполнения работ, Общество на основании статей 716, 719 ГК РФ, п. 12.12 Контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (уведомление о досрочном расторжении контракта).".
Таким образом, невыполнение работ по контракту произошло по независящим от Подрядчика обстоятельств, а именно из-за запрета передвижения транспорта в п. Кедровый ввиду строительство зимних автомобильных дорог по направлению до п. Кедровый Октябрьского района автономного округа, о чем ООО "СВТК-СТРОЙ" уведомлял Заказчика, кроме того, представитель Подрядчика прибыл в назначенное место для передачи необходимой документации.
Комиссия Управления, исследовав материалы дела, выслушав стороны на заседании комиссии, установила что, оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Вины Исполнителя Комиссия Управления не усмотрела, поскольку умысла уклоняться от исполнения контракта у Подрядчика не было. ООО "СВТК-СТРОЙ" при исполнении своих обязательств по контракту действовало добросовестно и разумно.
С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений об ООО "СВТК-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N11-П, в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленное не установлено непосредственно самим законодателем.
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Следовательно, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
вывод комиссии:
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения со стороны ООО "СВТК-СТРОЙ" не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
решила:
Сведения, направленные от Муниципального казенного учреждения Ханты-Мансийского района "Управление капитального строительства и ремонта" (вх. N 13270/23 от 27.12.2023) в отношении ООО "СВТК-СТРОЙ" (443001, Самарская область, г.о. Самара, вн. р-н. Ленинский, г. Самара ул. Пушкина, д. 194, кв. 182, ИНН: 6319208332; ОГРН: 1166313106123; КПП: 631701001, Участник/директор: Клышев Олег Николаевич ИНН: 63126373806) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Андрейцева Е.А.
Петухова Ю.А.
Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 января 2024 г. N 13270/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024