Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_..
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская клиническая больница" - _..
участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Формед" (173003, г. Великий Новгород, ул. Великая, д. 22; далее - ООО "Формед") - _..
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Элис Траст" и уполномоченное учреждение - Государственное областное казенное учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направили,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Элис Траст" (620142, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, д. 56, помещ. N 27; далее - ООО "Элис Траст") на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская клиническая больница" (173017, Великий Новгород, ул. Державина, д. 1; далее - ГОБУЗ "ОДКБ") при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ") закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (катетеры, иглы), извещение N 0850200000423001964 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 15.12.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
25.12.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Элис Траст" на действия заказчика - ГОБУЗ "ОДКБ" при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (катетеры, иглы), извещение N 0850200000423001964 о проведении которого было размещено на официальном сайте 15.12.2023 (вх. N 8071-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
По мнению ООО "Элис Траст", установленные заказчиком по позиции 1 Приложения N 1 к извещению о проведении настоящего электронного аукциона (далее - Приложение N 1; Извещение) требования к подлежащим поставке медицинским изделиям "Катетер для периферических сосудов", а именно рабочая длина 45 и
50 мм, диаметр катетера 20G, приводят к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку медицинские изделия с такими характеристиками выпускаются исключительно единственным производителем - В. Вraun Melsungen, Германия.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Согласно представленным ГОБУЗ "ОДКБ" возражениям на Жалобу (вх. N 8241-ЭП/23 от 29.12.2023 Новгородского УФАС России) оспариваемое подателем Жалобы описание объекта закупки соответствует как минимум 5-ти зарегистрированным в РФ медицинским изделиям различных производителей:
Кроме того, требования к рабочей длине и диаметру катетера установлены заказчиком в соответствии с позицией КТРУ 32.50.13.110-00004589.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель заказчика поддержал возражения на Жалобу в полном объеме.
Представитель участника рассматриваемой закупки - ООО "Формед" на заседании Комиссии поддержал доводы возражений заказчика на Жалобу.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В декабре 2023 - январе 2024 года заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" проводится закупка путем электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (катетеры, иглы) (максимальное значение цены контракта - 500 000,00 руб.).
Извещение было утверждено _.. и размещено на официальном сайте 15.12.2023.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно позиции 1 Приложения N 1 заказчику требуются к поставке медицинские изделия "Катетер для периферических сосудов" с рабочей длиной 45 и
50 мм и диаметром катетера 20G.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).
При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно письму ФАС России от 20.09.2021 N ПИ/79427/21 объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.
По мнению подателя Жалобы, катетеры с заявленными заказчиком характеристиками производятся исключительно В. Вraun Melsungen, Германия.
Вместе с тем, доказательств того, что медицинские изделия со спорными характеристиками не могут производиться иными хозяйствующими субъектами, в Жалобе не приведено.
Напротив, из письменных возражений заказчика следует, что указанные катетеры также производятся Becton Dickinson Infusion Therapy Systems Inc., США (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/05473 от 03.08.2023), Delta Med S.p.a., Италия (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/03041 от 04.04.2017), Wellmed International Industries, Индия (регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7555 от 31.08.2018) и пр.
При этом, доказательств, опровергающих указанное утверждение заказчика, в материалах Жалобы не имеется.
Помимо вышеуказанного необходимо отметить следующее.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно позиции 1 Приложения N 1 заказчик при установлении требований к характеристикам медицинского изделия "Катетер для периферических сосудов" руководствовался позицией КТРУ 32.50.13.110-00004589.
Согласно данной позиции КТРУ (обязательное применение с 23.03.2019) рабочая длина 45 и
50 мм и диаметр катетера 20G являются одним из допустимых вариантов описания объекта закупки, при этом сами эти характеристики являются обязательными для применения.
Учитывая все вышеизложенное, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
Каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного учреждения и его аукционной комиссии в результате проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьями 23, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Элис Траст" (620142, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, д. 56, помещ. N 27) на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская клиническая больница" (173017, Великий Новгород, ул. Державина, д. 1) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждением "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (катетеры, иглы), извещение N 0850200000423001964 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.12.2023, необоснованной.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 9 января 2024 г. N 053/06/33-766/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024