Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - _;
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "АЛГОРИТМ" - _,
уполномоченный орган - Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направил, каких-либо ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "АЛГОРИТМ" (183038, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 92, оф. 242; далее - ООО "ПТБ-"А") на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее - ГОКУ "Новгородавтодор") при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства: "Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги "Великий Новгород-Хутынь" до автомобильной дороги "Великий Новгород-Луга" с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон). Этап 1А" от актов незаконного вмешательства подразделением транспортной безопасности для нужд ГОКУ "Новгородавтодор", извещение N 0150200003923001184 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 13.12.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
25.12.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "ПТБ-"А" на действия государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства: "Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги "Великий Новгород-Хутынь" до автомобильной дороги "Великий Новгород-Луга" с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон). Этап 1А" от актов незаконного вмешательства подразделением транспортной безопасности для нужд ГОКУ "Новгородавтодор", извещение N 0150200003923001184 о проведении которого было размещено на официальном сайте 13.12.2023 (вх. N 8032-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. Пунктом 10.13 Приложения N 1 "Техническое задание" к извещению о проведению настоящего открытого конкурса в электронной форме (далее - ТЗ; Извещение) установлено, что исполнитель должен иметь лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с разрешенным видом выполняемых работ (оказываемых услуг) - эксплуатация таких источников.
Указанное требование обусловлено необходимостью применения в ходе оказания услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры мобильной рентгенотелевизионной установки (пункт 9.9 ТЗ).
При этом, в силу положений статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 7.1.30 Приложения N 5 "Проект государственного контракта" к Извещению (далее - Проект государственного контракта) услуги исполнителем должны быть оказаны лично.
Однако единое требование к участникам рассматриваемой закупки о необходимости наличия у них вышеуказанной лицензии в рамках пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование о предоставлении ими в составе заявок соответствующих подтверждающих документов, государственным заказчиком в Извещении не установлены.
2. С учетом того, что вышеупомянутая рентгенотелевизионная установка является мобильной, государственным заказчиком также должно было быть установлено требование о распространении действия названной в пункте 10.13 ТЗ лицензии и на хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Вместе с тем, указанный вид работ (услуг) государственным заказчиком в составе требующейся лицензии не назван.
3. Пунктом 5.2 Проекта государственного контракта, а также пунктом 7 ТЗ установлено, что началом оказания услуг является дата заключения государственного контракта.
Однако пунктами 7.1.7, 7.1.7.1, 8.1.1.1 Проекта государственного контракта и пунктами 9.10, 11.1.1 ТЗ предусмотрено совершение исполнителем ряда определенных действий, необходимых для оказания услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры, до начала оказания таких услуг, то есть до даты заключения государственного контракта.
4. Пунктом 9.10 ТЗ предусмотрено требование к исполнителю о предоставлении им государственному заказчику документов, подтверждающих аттестацию сотрудников исполнителя согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.06.2023 N 905 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" (далее - Постановление N 905).
Вместе с тем, Постановление N 905 вступило в законную силу только 01.09.2023, до указанной даты порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности был установлен одноименным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 N 172 (далее - Постановление N 172).
При этом, выданные свидетельства об аттестации действуют в течение 5 лет, в связи с чем у многих подразделений транспортной безопасности в штате присутствуют сотрудники, получившие такие свидетельства еще в рамках действия Постановления N 172, по причине чего требование о представлении свидетельств, полученных исключительно в рамках Постановления N 905, по мнению подателя Жалобы, приводит к необоснованному ограничению конкуренции при осуществлении рассматриваемой закупки.
Кроме того, рассматриваемым пунктом 9.10 ТЗ также предусмотрено требование к исполнителю о предоставлении им государственному заказчику документов, подтверждающих прохождение сотрудниками исполнителя медицинских осмотров и периодических проверок в соответствии с частью 4 статьи 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности).
Указанное требование податель Жалобы также считает ограничивающим конкуренцию, поскольку профилактический медицинский осмотр в силу требований части 4 статьи 12.3 Закона о транспортной безопасности проводится ежегодно.
5. Пункт 8.5 ТЗ в числе прочих подлежащих оказанию услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры называет выполнение старшим дежурной смены обязанностей по оформлению разовых пропусков.
Однако оформление разовых пропусков исполнителем податель Жалобы считает неправомерным, поскольку в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2201 (далее - Постановление N 2201) такая обязанность входит в сферу деятельности субъекта транспортной инфраструктуры, причем оформление и выдача разовых пропусков осуществляется по согласованию с уполномоченными органами.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
На заседании Комиссии представитель подателя Жалобы поддержал ее доводы в полном объеме, а также дополнительно указал, что участником рассматриваемой закупки не являлся.
Согласно представленным ГОКУ "Новгородавтодор" возражениям на Жалобу (вх. N 8183-ЭП/23 от 27.12.2023 Новгородского УФАС России) ее доводы государственный заказчик считает необоснованными в связи со следующим.
1. Участником рассматриваемой закупки податель Жалобы не являлся, при этом, согласно общедоступным источникам информации, лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с разрешенными видами выполняемых работ (оказываемых услуг) - эксплуатация и хранение таких источников, у него имеется.
2. В соответствии с пунктом 2 Постановления N 905 свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, продолжают свое действие после дня вступления его в силу до окончания срока действия указанных свидетельств.
Требование о прохождении сотрудниками подразделения транспортной безопасности медицинских осмотров и периодических проверок установлено федеральным законодательством (часть 4 статьи 12.3 Закона о транспортной безопасности).
3. Согласно пункту 18 утвержденных Постановлением N 2201 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - Правила) выдача разовых пропусков осуществляется с уведомлением уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел в порядке, установленном положением (инструкцией) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры.
Разовые пропуска выдаются в соответствии с инструкцией, содержащейся в плане обеспечения транспортной безопасности рассматриваемого объекта транспортной инфраструктуры.
Причем, такая инструкция позволяет выдачу разовых пропусков сотрудниками подразделения транспортной безопасности.
4. Всего на участие в рассматриваемой закупке было подано 3 заявки, что свидетельствует о готовности лиц, их подавших, оказать услуги по защите объекта транспортной инфраструктуры на условиях Извещения.
Вместе с тем, в связи с поступлением Жалобы между государственным заказчиком и победителем рассматриваемой закупки будет заключено дополнительное соглашение к государственному контракту, которым сроки оказания услуг будут откорректированы.
На заседании Комиссии представители государственного заказчика поддержали возражения на нее в полном объеме, а также дополнительно указали, что единое требование к участникам рассматриваемой закупки о необходимости наличия у них лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) в рамках пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в данном случае установлено не было, поскольку такая деятельность не является основным видом услуг, входящих в объект рассматриваемой закупки.
Каких-либо возражений относительно доводов Жалобы уполномоченным органом не представлено.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В декабре 2023 года государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" совместно с уполномоченным органом - Администрацией осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства: "Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги "Великий Новгород-Хутынь" до автомобильной дороги "Великий Новгород-Луга" с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон). Этап 1А" (начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 35 040 000, 00 рублей).
Извещение было утверждено (подписано электронной подписью) начальником ГОКУ "Новгородавтодор" _ 22.11.2023.
1. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.
Согласно пункту 3.1 Извещения объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства: "Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги "Великий Новгород-Хутынь" до автомобильной дороги "Великий Новгород-Луга" с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон). Этап 1А".
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3.2 Извещения описание объекта рассматриваемой закупки содержится в ТЗ.
Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки.
В числе таких единых требований пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе называет требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В данном случае, в качестве единого требования к участникам рассматриваемой закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе государственным заказчиком в пункте 7.1.1 Извещения установлено следующее:
"Участник закупки должен соответствовать п. 7.1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а именно, являться подразделением транспортной безопасности - осуществляющим защиту объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованным для этой цели в сфере дорожного хозяйства в установленном порядке юридическим лицом".
Необходимо отметить, что с учетом объекта рассматриваемой закупки указанное единое требование к ее участникам о наличии у них такой специальной правоспособности государственным заказчиком установлено правомерно, в соответствии с положениями действующего законодательства, в том числе в соответствии с нормами Закона о транспортной безопасности.
Пунктом 9 ТЗ установлены основные требования к организации защиты объекта транспортной инфраструктуры.
В частности, в соответствии с пунктом 9.9 ТЗ при проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра необходимо использовать мобильные рентгенотелевизионные установки, металлодетекторы, газоаналитическую аппаратуру, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
В связи с указанным, государственным заказчиком в пункте 10.13 ТЗ установлено, что исполнитель должен иметь лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с разрешенным видом выполняемых работ (оказываемых услуг) - эксплуатация таких источников.
По мнению подателя Жалобы, указанные обстоятельства требовали от государственного заказчика установления требования к участникам рассматриваемой закупки о необходимости наличия у них вышеуказанной лицензии именно в рамках пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев указанный довод Жалобы, Комиссия приходит к выводу о его несостоятельности, поскольку объектом рассматриваемой закупки, как установлено выше, является именно оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры, с учетом чего государственным заказчиком и установлено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование о специальной правоспособности ее участников в виде их обязательного соответствия положениям пункта 7.1 статьи 1 Закона о транспортной безопасности.
При этом, использование рентгенотелевизионных установок в ходе досмотров самостоятельным объектом закупки в данном случае не является, такие установки наряду с иным указанным в пункте 9.9 ТЗ оборудованием (металлодетекторы, газоаналитическая аппаратура, другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ) подлежат применению исключительно при оказании услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры и их использование входит в состав таких услуг.
В связи с указанными обстоятельствами, установления требования к участникам рассматриваемой закупки о необходимости наличия у них вышеуказанной лицензии именно в рамках пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в данном случае не требовалось, а как требование к исполнителю о наличии у него такой лицензии именно при исполнении государственного контракта данное требование государственным заказчиком установлено (пункт 10.13 ТЗ).
Указанные выводы Комиссии соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2020 N 304-ЭС19-25645 по делу N А81-1426/2019.
2. Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.
Как отмечалось выше, Проект государственного контракта в данном случае является Приложением N 5 к Извещению.
В соответствии с пунктом 2.4 Проекта государственного контракта исполнитель при исполнении настоящего контракта должен обладать предусмотренными действующим законодательством лицензией, сертификатом, либо другими документами, подтверждающими их право на оказание данного вида услуг.
В силу изложенного, неуказание государственным заказчиком в пункте 10.13 ТЗ всех требующихся в данном случае разрешенных видов работ (услуг) в рамках лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), а именно работ (услуг) по хранению и эксплуатацию таких источников, оказание входящих в объект рассматриваемой закупки услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры неправомочным лицом не влечет, поскольку исполнитель в силу действия пункта 2.4 Проекта государственного контракта в любом случае должен обладать соответствующей лицензией с необходимыми видами работ (услуг).
Учитывая изложенное, данный довод Жалобы в ходе рассмотрения также не нашел своего подтверждения.
Дополнительно относительно доводов Жалобы NN 1 и 2 Комиссия отмечает следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 26.12.2023 на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме поступили заявки от 3 хозяйствующих субъектов (идентификационные номера заявок: 1, 2, 3), при этом, несмотря на отсутствие требования государственного заказчика к участникам в рамках пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в представленных заявках имеются действующие лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), в том числе в части хранения и эксплуатация таких источников, в связи с чем вышеуказанными положениями пункта 10.13 ТЗ участники закупки в заблуждение введены не были.
3. Пунктом 5.2 Проекта государственного контракта, а также пунктом 7 ТЗ установлено, что началом оказания услуг является дата заключения государственного контракта.
При этом, как справедливо отмечает податель Жалобы, отдельными положениями Проекта государственного контракта и ТЗ действительно предусмотрено фактическое совершение исполнителем ряда определенных действий, необходимых для оказания услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры, до начала оказания таких услуг, то есть в силу пункта 5.2 Проекта государственного контракта до даты его заключения.
Так, согласно пункту 7.1.7 Проекта государственного контракта, "до начала оказания услуг Исполнитель должен разработать и согласовать с Заказчиком план организации защиты со следующими приложениями:
- план-схема маршрутов патрулирования;
- должностные инструкции работников;
- порядок хранения и применения спецсредств;
- инструкция о мерах пожарной безопасности;
- инструкция по охране труда и технике безопасности;
- регламент действия работников при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- порядок организации связи, оповещения сил обеспечения ТБ, а также взаимодействия между лицами ответственными за ТБ".
В соответствии с пунктом 7.1.7.1 Проекта государственного контракта "_до начала срока оказания услуг Исполнитель обязан выполнить требования, предусмотренные пунктами 9.10 и 11.1.1 Технического задания".
Согласно пункту 9.10 ТЗ до начала срока оказания услуг и, при этом, не позднее 48 часов с даты заключения государственного контракта, исполнитель должен предоставить государственному заказчику документы, подтверждающие аттестацию его сотрудников, а также сертификаты на технические средства, а также до начала срока оказания услуг исполнитель должен предоставить государственному заказчику сами технические средства.
Согласно пункту 11.1.1 ТЗ "до приемки объекта под защиту (до начала срока оказания услуг):
- не позднее двух рабочих дней с даты заключения контракта подготавливает и согласовывает с Заказчиком должностные инструкции работников Исполнителя на объекте в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объекта, учитывающих уровни безопасности;
- не позднее, чем за два рабочих дня до начала срока оказания услуг, предъявляет материальные и технические средства, предусмотренные настоящим Техническим заданием, с составлением акта о проверке наличия необходимых трудовых и материальных ресурсов_".
Необходимо отметить, что пункты 9.10 и 11.1.1 ТЗ по своему содержанию полностью идентичны пунктам 9.10 и 11.1.1 приложения N 1 "Техническое задание" к Проекту государственного контракта.
В соответствии с пунктом 8.1.1.1 Проекта государственного контракта "до приемки объекта под защиту:
- Исполнитель не позднее двух рабочих дней с момента заключения контракта подготавливает и согласовывает с Заказчиком должностные инструкции работников Исполнителя на объекте в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объекта, учитывающих уровни безопасности;
- не позднее, чем за два рабочих дня до начала оказания услуг, предъявляет материальные и технические средства предусмотренные Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) с составлением акта о проверке наличия необходимых трудовых и материальных ресурсов".
Вместе с тем, в силу положений части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Учитывая изложенное, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в ТЗ, Проекте государственного контракта и приложении N 1 к нему вышеуказанной противоречивой информации относительно срока оказания услуг по государственному контракту.
Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения нашел свое подтверждение.
4. В соответствии с пунктом 9.10 ТЗ "до начала срока оказания услуг Исполнитель обязан:
- не позднее 48 часов с даты заключения контракта предоставить Заказчику документы, подтверждающие аттестацию сотрудников согласно Постановления Правительства РФ от 01.06.2023 N 905 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" и прохождение ими медицинских осмотров и периодических проверок в соответствии с п.4 статьи 12.3. Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", привлекаемых Исполнителем для оказания услуг из расчета несения дежурства сутки через трое".
4.1. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки действующих нормативных правовых документов.
Постановление N 905 определяет порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и является действующим (вступило в законную силу 01.09.2023), в связи с чем государственным заказчиком при описании объекта рассматриваемой закупки в части установления требований к исполнителю использовано правомерно.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Постановления N 905 свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, выданные до дня вступления в силу настоящего постановления, продолжают свое действие после дня вступления его в силу до окончания срока действия указанных свидетельств.
Таким образом, вопреки указанию подателя Жалобы, положения пункта 9.10 ТЗ никоим образом не препятствуют представлению исполнителем в ходе исполнения государственного контракта свидетельств об аттестации, полученных его сотрудниками ранее в рамках действия утратившего силу с 01.09.2023 Постановления N 172, в связи с чем не приводят к ограничению конкуренции при осуществлении рассматриваемой закупки.
4.2. В соответствии с частью 4 статьи 12.3 Закона о транспортной безопасности работники подразделений транспортной безопасности обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, специальных средств, электрошоковых устройств и искровых разрядников.
Таким образом, содержащееся в пункте 9.10 ТЗ требование о прохождении сотрудниками исполнителя медицинских осмотров и периодических проверок непосредственным образом установлено частью 4 статьи 12.3 Закона о транспортной безопасности, установленное федеральным законодательством требование в качестве необоснованного ограничения конкуренции рассмотрено быть не может.
Кроме того, как отмечалось выше, на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 3 хозяйствующих субъектов.
Соответственно, настоящий довод Жалобы в ходе рассмотрения не нашел своего подтверждения.
5. Пункт 8.5 ТЗ в числе прочих подлежащих оказанию услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства называет выполнение старшим дежурной смены обязанностей по оформлению разовых пропусков.
Оформление разовых пропусков исполнителем податель Жалобы считает неправомерным, поскольку в соответствии с требованиями Постановления N 2201 такие обязанности входят в сферу деятельности субъекта транспортной инфраструктуры.
Рассмотрев указанный довод Жалобы, Комиссия также приходит к выводу о его несостоятельности, что подтверждается следующим.
Постановлением N 2201 помимо вышеупомянутых Правил утверждены и Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - Требования).
Согласно пункту 14 Правил разовые пропуска уполномоченным представителям подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющим деятельность на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве, с которым объект транспортной инфраструктуры осуществляет технологическое взаимодействие, а также лицам, прибывающим на объект транспортной инфраструктуры и транспортное средство, с которым объект транспортной инфраструктуры осуществляет технологическое взаимодействие, для выполнения служебных задач и функций на основании служебных удостоверений и заданий, предписаний, командировочных удостоверений выдаются на контрольно-пропускных пунктах по факту обращения в сроки, не препятствующие выполнению ими служебных задач и функций.
В соответствии с пунктом 18 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства выдача разовых пропусков осуществляется с уведомлением уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел в порядке, установленном положением (инструкцией) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры.
В свою очередь, утверждение такого положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры входит в полномочия субъекта транспортной инфраструктуры.
Так, в соответствии с подпунктом 10 пункта 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, включая порядок выдачи, учета, хранения, использования и уничтожения пропусков.
Как следует из имеющихся в материалах Жалобы вышеупомянутых письменных возражений государственного заказчика, в составе плана обеспечения транспортной безопасности рассматриваемого объекта транспортной инфраструктуры, в отношении которого закупаются услуги по защите в рамках данной закупки, имеется положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах. При этом, такое положение (инструкция) позволяет выдачу разовых пропусков сотрудниками подразделения транспортной безопасности, то есть сотрудниками исполнителя.
Согласно пункту 10.4 ТЗ план обеспечения транспортной безопасности рассматриваемого объекта транспортной инфраструктуры является информацией с грифом ограничения "Для служебного пользования", с таким планом и, следовательно, положением (инструкцией) о пропускном и внутриобъектовом режимах, любой участник закупки, в том числе потенциальный, мог ознакомиться по письменному запросу в адрес государственного заказчика с соблюдением требований Постановления N 2201.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 7.1.20 Проекта государственного контракта "в течение 2 (двух) дней с момента заключения Контракта Исполнитель предоставляет документы Заказчику, подтверждающие аттестацию сотрудников согласно Постановления Правительства РФ N 172 от "26" февраля 2015 года "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности", привлекаемых Исполнителем для оказания услуг из расчета несения дежурства сутки через трое".
Вместе с тем, как установлено выше, Постановление N 172 утратило силу с 01.09.2023 в связи с изданием Постановления N 905, ссылка на которое государственным заказчиком правомерно приведена в пункте 9.10 приложения N 1 "Техническое задание" к Проекту государственного контракта.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержится нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании в пункте 7.1.20 Проекта государственного контракта недействующего нормативного правового акта, в соответствии с которым должна быть подтверждена аттестация сотрудников исполнителя.
Установленные в результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, утвердившего Извещение для его последующего размещения уполномоченным органом на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении вопроса об устранении допущенных нарушений Комиссия учитывает следующее.
Доказательства того, что указание государственным заказчиком в пунктах 9.10 и 11.1.1 ТЗ противоречивой информации относительно срока оказания услуг по государственному контракту каким-либо образом повлияло на итоги рассматриваемой закупки, в материалах Жалобы отсутствуют, запросов о даче разъяснений положений Извещения в данной части в адрес государственного заказчика не поступало.
Кроме того, как неоднократно отмечалось выше, на участие в рассматриваемой закупки поступили заявки от 3 хозяйствующих субъектов.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.12.2023 победителем рассматриваемой закупки признан участник, подавший заявку с идентификационным номером 1 с предложением о цене контракта в размере 31 680 000, 00 рублей (снижение НМЦК около 10 %).
Вместе с тем, наличие противоречивых сведений относительно сроков оказания услуг, а также утратившего силу нормативного правового акта, в соответствии с которым должна быть подтверждена аттестация сотрудников исполнителя, в Проекте государственного контракта, непосредственным образом способно привести к заключению государственного контракта по итогам закупки, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе, законодательства о транспортной безопасности, что в данном случае требует от Комиссии выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении таких нарушений путем внесения государственным заказчиком соответствующих изменений в Проект государственного контракта при его направлении на подписание победителю закупки.
Руководствуясь статьями 7, 31, 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "АЛГОРИТМ" (183038, г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 92, оф. 242) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства: "Мост через реку Волхов на км 0+921 автомобильной дороге от автомобильной дороги "Великий Новгород-Хутынь" до автомобильной дороги "Великий Новгород-Луга" с мостом через реку Волхов в Великом Новгороде (Деревяницкий микрорайон). Этап 1А" от актов незаконного вмешательства подразделением транспортной безопасности для нужд ГОКУ "Новгородавтодор", извещение N 0150200003923001184 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 13.12.2023, частично обоснованной в части довода жалобы N 3.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - Государственному областному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор", оператору электронной площадки - Акционерному обществу "ЭТС" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор".
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 9 января 2024 г. N 053/06/33-765/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024