Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи сведения, направленные ФГБУ "Национальный парк "Себежский" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Лидер" (адрес: 109380, г.Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Люблино, ул.Чагинская, д. 4, стр. 13; ИНН 9723200181) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по обустройству туристко информационного и экологопросветительского центра в г. Псков ФГБУ "Национальный парк "Себежский" (номер извещения: 0357100004523000017),
УСТАНОВИЛА:
22 декабря 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Лидер" (адрес: 109380, г.Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Люблино, ул.Чагинская, д. 4, стр. 13; ИНН 9723200181) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по обустройству туристко информационного и экологопросветительского центра в г. Псков ФГБУ "Национальный парк "Себежский" (номер извещения: 0357100004523000017).
Рассмотрение сведений состоялось 29 декабря 2023 года в 10 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного в 28.12.2023 в 14.30, в связи с необходимостью получения дополнительных документов от Заказчика.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0357100004523000017 о проведении аукциона - 17.10.2023 17:11.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 9 907 950,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - РТС-тендер.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.10.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 7 (семь) заявок, все допущены к участию в аукционе. Победителем признана заявка N115177555 с предложением о цене контракта 7 470 594,30 рубля.
5) 07.11.2023 Заказчиком заключен контракт N 0357100004523000017 на выполнение работ по обустройству туристко информационного и экологопросветительского центра в г. Псков ФГБУ "Национальный парк "Себежский" с Обществом с ограниченной ответственностью "Альфа Лидер", с ценой 7 470 594,30 рубля (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта 1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик своими силами и (или) силами привлеченных организаций выполняет работы, являющиеся предметом контракта. Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ. Предметом контракта является: Выполнение работ по обустройству туристко информационного и экологопросветительского центра в г. Псков ФГБУ "Национальный парк "Себежский" (далее - Объект).
Пунктом 2.1. контракта предусмотрена дата окончания работ - 10.12.2023 г.
Пунктом 3.1, контракта предусмотрено авансирование в размере 30% от цены контракта.
15.11.2023 (платежное поручение N64598) Обществу выплачен аванс в размере 2 241 178,29 рублей.
08.11.2023 Заказчиком издан приказ N 214/ОС "Об организации работ по контракту N 0357100004523000017 от 07.11.2023 г. и назначении ответственных должностных лиц".
В тот же день Заказчик обратился в адрес Общества о предоставлении информацию об уполномоченном и ответственном лице и просьбой предоставить график производства работ.
09.11.2023 по электронной почте от Общества поступил приказ генерального директора ООО "Альфа Лидер" из которого следовало, что ответственным лицом назначен руководителем проекта Костылев Алексей Константинович и график производства работ из которого следовало, что начало работ предусмотрено с 22.11.2023, а их завершение планируется 10.12.2023.
Ввиду отсутствия в штате Заказчика соответствующих специалистов 20.11.2023 г. был заключен договор N 144ФС на выполнение функций технического контроля с ООО "Городские строительные решения" являющегося членом СРО "Национальный альянс проектировщиков "ГлавПроект".
20.11.2023 г. между Заказчиком и Обществом был подписан акт передачи объекта для производства работ. В тот же день Обществу были преданы ключи от помещений и необходимые полномочия для производства работ. Начиная с даты передачи объекта Заказчиком каждый рабочий день для контроля качества выполнения работ выезжал уполномоченный представитель и представитель ООО "Городские строительные решения", которые производили соответствующие записи в Журнале производства работ и осуществляли фотофиксацию (ежедневно).
23.11.2023, в связи с отсутствием рабочих, материалов и инструмента на
объекте, Заказчик обратился по электронной почте с соответствующим письмом в адрес Общества, в котором просило объяснить причину отсутствия производства работ. Ответ получен не был.
Генеральный директор ООО "АльфаЛидер" перестал выходить на связь и Заказчик 25.11.2023 обратился с заявлением к нгачальнику ОП N 1 УМВД России по г.Пскову с просьбой прояснить его местонахождение.
27.11.2023 Заказчик направил Обществу претензионное письмо, в котором указал на необходимость начала работ по выполнению условий контракта. Ответ получен не был.
11.12.2023, в связи с неисполнением ООО "Альфа Лидер" принятых на себя
обязательств и фактическим отсутствие на объекте переданным по акту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и разместило его с использованием ЕИС. Одновременно с решением, размещено требование о возврате авансового платежа в размере 2 241 178,29 руб. и требование об уплате неустойки (пени), в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, при осуществлении закупки товара на сумму 5000,00 рублей.
12.12.2023 уполномоченными лицами Заказчика составлен акт обследования объекта после выполнения работ, в котором были зафиксированы результаты исполнения контракта.
15.12.2023 Заказчиком получен ответ, из которого не следовало почему условия контракта не были исполнены (генеральный директор находится в больнице и о заключении договора субподряда с ООО "Дисконт плюс").
19.12.2023 (исх.N707) Заказчик направил Обществу письмо о неисполнении обязательств и необходимости вернуть аванс.
22.12.2023 Заказчик направил в АО СЕВЕРГАЗБАНК требование об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, одностороннее расторжение контракта вступило в силу.
22.12.2023 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 11.2. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в т.ч: Заказчик вправе требовать в одностороннем порядке расторжения контракта у Подрядчика в следующих случаях:
Задержка Подрядчиком начала производства работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
Однократное нарушение Подрядчиком срока выполнения работ;
Однократное нарушение Подрядчиком условий контракта, приведшее к снижению качества работ;
Не достижение согласия между Заказчиком и Подрядчиком при подписании дополнительных соглашений;
Установление несоответствия Подрядчика установленным требованиям к участникам закупки или установление предоставления недостоверной информации о своем соответствии таким требованиям, что позволило Подрядчику стать победителем аукциона;
Отсутствие лимитов бюджетных обязательств на срок более 3х месяцев.
11.12.2023 Заказчиком в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.12.2023 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Общество пояснений не предоставило.
Комиссия, изучив материалы дела, считает, что поставщиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, при этом процент исполнения равен 0%.
Безусловно, участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в закупках и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия, в том числе и погодные условия.
Болезнь генерального директора Общества не может являться уважительной причиной неисполнения обязательств по контракту и как следствие, основанием для не включения информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, принимая во внимание дату заключения контракта Обществом и тот факт, что генеральный директор возложил обязанности на руководителя проекта Костылева А.К., нахождение Кудимова Д.А. в больнице не может являться доказательством его добросовестного поведения.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Альфа Лидер" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества и виновном уклонении, которое привело к неисполнению контракта.
Согласно сведениям, из ЕИС "реестр контрактов" Обществом заключен, в рамках Закона N44-ФЗ один контракт (рассматриваемый случай).
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (до 29.12.2025) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Лидер";
- место нахождения: 109380, г.Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Люблино, ул.Чагинская, д. 4, стр. 13;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 9723200181, КПП 972301001;
- единственный учредитель: Кудимов Дмитрий Александрович; ИНН 391800119813;
- объект закупки: выполнение работ по обустройству туристко информационного и экологопросветительского центра в г. Псков ФГБУ "Национальный парк "Себежский" (номер извещения: 0357100004523000017);
- цена контракта - 7 470 594,30 рубля;
- ИКЗ: 231602200440160220100100420014339244;
- срок выполнения: 10.12.2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 29 декабря 2023 г. N РНП 060/06/95-571/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024