Резолютивная часть решения оглашена 28 декабря 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено 10 января 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии: начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Заказчик) - __.,
общества с ограниченной ответственностью "ИнМиР" (далее - ООО "ИнМиР", Общество, Исполнитель) __,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"(далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 11.12.2023 от исполнения контракта от 02.06.2023 N23-256 на оказание услуг по научно-технической обработке документов, заключенного по итогам электронного аукциона N0264100000223000076, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (вх. от 22.12.23 N 8717-ЭП/23) о направлении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ИнМиР" (392000, г. Тамбов, б-р Строителей, д. 2Б, оф. 26, ИНН 6829164805) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 11.12.2023 от исполнения контракта от 02.06.2023 N23-256 на оказание услуг по научно-технической обработке документов, заключенного по итогам электронного аукциона N0264100000223000076, в связи с нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 02.06.2023 N23-256 на оказание услуг по научно-технической обработке документов с ООО "ИнМиР", представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п 12.2 контракта Заказчик 11.12.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "ИнМиР" представило письменные пояснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 27.12.2023 N 8871-ЭП/23 , в которых сообщило следующее.
По состоянию на 30.11.2023 обязательства по контракту от 02.06.2023 N 23-256 Обществом выполнены частично. Специалистами ООО "ИнМиР" произведены следующие работы: пронумерованы 30 000 листов, прошиты и сформированы по папкам 25 000 листов. Задержка в исполнении контракта была в связи с тем, что договор с исполнителем, который назначался ответственным за проведение данных видов работ, был расторгнут без положенной отработки. В настоящее время привлечены новые сотрудники к выполнению обязательств по контракту. ООО "ИнМиР" планировало полный объем работ по контракту завершить в течение 10-15 рабочих дней. Однако после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта сотрудника Общества не пустили в здание представители Заказчика, что повлияло на исполнение контракта.
По итогам электронного аукциона N0264100000223000076 отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области 02.06.2023 заключило с ООО "ИнМиР" (далее - Исполнитель) государственный контракт N 23-256 на оказание услуг по научно-технической обработке документов на сумму 292 200, 50 рубля (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 контракта: "Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по научно-технической обработке документов (далее по тексту Контракта - услуги), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) в сроки, установленные в п. 4.1 настоящего Контракта".
Согласно п. 4.1 контракта: "Оказание услуг Исполнителем осуществляется согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту) с 01.10.2023 по 30.11.2023 включительно. Место оказания услуг: в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту)".
Согласно п. 5.1 контракта Заказчик вправе:
"5.1.1. В любое время проверять ход, объем и качество оказываемых услуг Исполнителем.
5.1.2. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения им всех обязательств в соответствии с Контрактом, а также своевременного устранения выявленных недостатков результатов оказания услуг".
Представитель Заказчика сообщил, что в установленный контрактом срок услуги Исполнителем не были оказаны. Заказчик направлял Обществу письменные требования с просьбой оказать услуги в установленный контрактом срок (письма исх. от 02.11.2023 N ТУ-68-08/115453 и от 22.11.2023 N 68-08/122563), а также письмо от 05.12.2023 (исх. N 68-08/127382) о результатах проверки по состоянию 01.12.2023 оказания Исполнителем услуг по обработке документов. Заказчиком в результате данной проверки было выявлено, что Исполнителем не выполнен ни один пункт технического задания. Дела за 2019 год, предъявленные к обработке Заказчиком, не систематизированы по группам дел, не проведена экспертиза ценности документов управленческой документации и по личному составу. Дела не сформированы по описи дел, не составлено предисловие, заголовки дел не подшиты, не составлены акты об упорядочении и возврате документов, не напечатаны описи, акты. Документы частично пронумерованы (75 дел). Ни одного дела не подготовлено для передачи на экспертно-проверочную комиссию министерства культуры Тамбовской области. К группе документов Заказчика за 2019 год в составе 1282 единиц хранения сотрудники ООО "ИнМиР" не приступали. Заказчиком представлено в материалы дела данное письмо от 05.12.2023 (исх. N 68-08/127382), содержащее указанные результаты проверки обработки на 01.12.2023 в виде таблицы.
Представитель Заказчика пояснил, что от Исполнителя поступил ответ Заказчику от 04.12.2023 (вх. N 08/126332), в котором он сообщал, что планирует завершить оказание услуг по контракту в течение 10-15 рабочих дней.
До настоящего времени Исполнитель не оказал услуги по контракту в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.2 контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
11.12.2023 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.2 контракта, ст. 715 ГК РФ принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.06.2023 N 23-256, заключенного с ООО "ИнМиР", в связи с существенным нарушением Исполнителем условий контракта.
В соответствии с ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной Заказчиком 11.12.2023 размещено в единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе, которое получено ООО "ИнМиР" 11.12.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
С учетом чч. 13,14 ст. 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта, услуги в соответствии с условиями контракта и техническим заданием ООО "ИнМиР" выполнены не были, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 22.12.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об указанном Обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у ООО "ИнМиР" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Довод Общества о задержке в исполнении контракта из-за расторгнутого договора с исполнителем, который назначался ответственным за выполнение услуг по контракту, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, поэтому отклоняется Комиссией.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Исполнитель по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Действий со стороны ООО "ИнМиР" по исполнению надлежащим образом своих обязательств по контракту предпринято не было.
Надлежащие доказательства, свидетельствующие о препятствии в исполнении контракта Исполнителю со стороны Заказчика, в материалы дела не представлены. Представленное Обществом видео, не является надлежащим доказательством о препятствии Заказчиком исполнителю в исполнении рассматриваемого контракта, поскольку не содержит конкретной информации о времени, месте и предмете разговора, кроме того, не понятно представитель какой организации ведет диалог и с кем.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения дела отрицал, что Заказчик препятствовал Исполнителю в исполнении контракта.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному контракту поставка товара должна выполняться в соответствии с согласованными сроками и объемами. Подписав контракт, Исполнитель согласился со всеми его условиями и сроки поставки изделия были изначально известны Обществу.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае Заказчик лишился того, на что рассчитывал при заключении данного контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "ИнМиР" недобросовестное поведение, выраженное в не исполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 02.06.2023 N 23-256.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила Комиссия Тамбовского УФАС России:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения Исполнителем условий контракта;
- Исполнителем не представлена информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На руководствуясь ст. 95, ст. 104 Закона о контрактной системе и пунктом 15 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИнМиР" (392000, г. Тамбов, б-р Строителей, д. 2Б, оф. 26, ИНН 6829164805, КПП 682901001), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - генерального директора_.. включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИнМиР" и генерального директора _.. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИнМиР" и генерального директора _. из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Иванов В.В. |
Члены комиссии |
Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова |
|
|
Исп. Четверткоа Т.В.,
тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 10 января 2024 г. N 068/10/104-959/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024