Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Муниципального казённого учреждения "Управление зданиями Администрации г. Екатеринбурга" (вх. N 28796-ЭП/23 от 27.12.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СК "СОЮЗ", исполнителе по контракту N 18240001 от 04.10.2023 г. на ремонт помещений и инженерных сетей (замена противопожарных дверей) (извещение N 0162300005323001824) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а так же, проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 09-30 в присутствии представителей:
- заинтересованного лица ООО "СК "СОЮЗ" - *,
- слушателя - *,
- в отсутствие представителя заказчика в лице Муниципального казённого учреждения "Управление зданиями Администрации г. Екатеринбурга", уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии,
- в отсутствие представителя уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Муниципального казённого учреждения "Управление зданиями Администрации г. Екатеринбурга" (вх. N 28796-ЭП/23 от 27.12.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СК "СОЮЗ", исполнителе по контракту N 18240001 от 04.10.2023 г. на ремонт помещений и инженерных сетей (замена противопожарных дверей) (извещение N 0162300005323001824).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.09.2023 г. на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" было размещено извещение N 0162300005323001824 на ремонт помещений и инженерных сетей (замена противопожарных дверей).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 594 925,61 рублей.
Контракт N 18240001 от 04.10.2023 г. на ремонт помещений и инженерных сетей (замена противопожарных дверей) был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 04.10.2023 г.
В соответствии с п. 1.1. контракта N 18240001 от 04.10.2023 г. по настоящему Контракту Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по Ремонт помещений и инженерных сетей (замена противопожарных дверей) по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина 24а, помещение N 142(5 этаж) по плану БТИ; ул. 8 Марта 8Б, в помещениях N 44, 89, 113 (2 этаж), N 9 (3 этаж), N 44, 99 (4 этаж), по плану БТИ, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ Подрядчика в соответствии с настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.2. контракта N 18240001 от 04.10.2023 г. Заказчик поручает, а Подрядчик выполняет работы в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием, утверждённым Заказчиком (Приложение N 1 к контракту выполнения работ), сметы N 7, включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для нормальной эксплуатации и окончательного завершения работ, указанных в п. 1.1. настоящего Контракта, а также требованиями СНиП и в сроки, оговоренные в разделе 2 настоящего Контракта.
Работы, предусмотренные настоящим Контрактом, выполняются Подрядчиком в следующие сроки:
Начало работ: с момента заключения контракта.
Окончание работ в соответствии с описанием объекта закупки со дня, следующего за днём заключения контракта в течение 70 календарных дней (п. 2.1. контракта N 18240001 от 04.10.2023 г.).
Согласно п. 2.2. контракта N 18240001 от 04.10.2023 г. настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до исполнения Сторонами всех своих обязательств по Контракту в полном объеме, но не позднее 31 декабря 2023 года.
Цена Контракта устанавливается по результатам электронного запроса котировок согласно протоколу Единой специализированной комиссии по осуществлению закупок муниципального образования "город Екатеринбург" на выполнение работ по капитальному строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сфере благоустройства на 2023 год и составляет: 575 000,00 (Пятьсот семьдесят пять тысяч рублей 00 копеек), НДС не облагается (на основании ст. 346.11 НК РФ) (п. 3.1. контракта N 18240001 от 04.10.2023 г.).
На основании пп. 3 п. 4.1. контракта N 18240001 от 04.10.2023 г. Заказчик обязуется оказывать содействие Подрядчику в выполнении подрядных работ в объеме и на условиях, предусмотренных в Контракте.
Пунктом 4.2. контракта N 18240001 от 04.10.2023 г. определены обязанности подрядчика, а именно:
1) надлежащим образом выполнить подрядные работы в объеме и в сроки, в полном соответствии с техническим заданием, планом-графиком работ, и сдать результаты работ Заказчику в установленный Контрактом срок;
2) при обнаружении в ходе выполнения подрядных работ, не учтенных в техническом задании и в связи с этим необходимости проведения дополнительных работ, обязан сообщить об этом Заказчику;
3) исполнять полученные в ходе ремонта указания Заказчика, если такие указания не противоречат условиям Контракта и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика;
4) немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок;
5) оформить и своевременно представить Заказчику акты формы КС-2 и справку формы КС-3;
6) в 3-х дневный срок после даты приемки подрядных работ комиссией передать Заказчику документы, полученные Подрядчиком для выполнения подрядных работ и разработанные Подрядчиком в ходе выполнения подрядных работ: в том числе сметы (с окончательным расчетом всех расходов), прочие технические и правоустанавливающие документы;
7) обеспечить Заказчику возможность по его требованию осуществлять контроль за ходом выполнения работ;
8) предоставлять не позднее 3-х дней с момента получения запроса от Заказчика информацию о ходе исполнения контракта, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
9) предоставить Заказчику сведения об изменении наименования, своего фактического местонахождения или банковских реквизитов в срок не позднее 3-х дней со дня соответствующего изменения. В случае непредставления в установленный срок указанных сведений, достоверной будет считаться информация, указанная в контракте.
10) в случае, если в ходе выполнения подрядных работ возникает необходимость в корректировке, изменении рабочей и(или) проектной и (или) иной документации, Подрядчик обязан по согласованию с Заказчиком в счет цены контракта выполнить работу по изменению рабочей и(или) проектной и (или) иной документации и утвердить изменения у Заказчика.
Комиссией установлено, что часть технических требований (показателей) к характеристикам товаров, используемых при выполнении закупаемых работ (оказании закупаемых услуг) согласно условиям контракта, должны согласовываться с Заказчиком.
Исходя из информации, размещенной в единой информационной системе, по состоянию на 14.12.2023 г. подрядчик фактически не приступил к выполнению обязательств по контракту, между Заказчиком и подрядчиком велась претензионная переписка, из которой следует, что к установленному сроку Подрядчик не выполнит работы в полном объеме.
Возражая относительно принятого Заказчиком решения, представитель заинтересованного лица пояснил, что Заказчиком при исполнении Контракта было допущено изменение требований к поставляемому товару, а также просрочка согласования заказных позиций, в связи с чем, срок поставки товара увеличился.
20.10.2023 г Подрядчиком произведены замеры дверных проёмов в помещениях (подтверждается письмом Заказчика N 4932 от 23.11.2023). Согласование технических данных заказных позиций (размера, открывания, цвета соответствия номеров БТИ и иных технических данных) окончательно было произведено Заказчиком только 16.11.2023 г., что подтверждается перепиской с представителем Заказчика в мессенджере WatsApp, а также письмом Заказчика N 4932 от 23.11.2023 г. с ведомостью дверей.
Кроме того, представитель заинтересованного лица отметил, что что установка дверей на объекте без согласования Заказчиком их размера, соответствия номеров БТИ, а главное - типа открывания невозможна и не соответствует нормативам установки, вместе с тем, размеры дверей, указанные в Техническом задании к Контракту, полностью не соответствовали фактическим замерам, произведенным подрядчиком.
В то же время, после проведения всех необходимых согласований, что подтверждается перепиской сторон, письмом N 4932 от 23.11.2023 г. Заказчик направил в адрес Подрядчик скорректированную ведомость дверных блоков, в соответствии с которой в помещениях N 142 (2 этаж) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ленина, д. 24А, N 9 (3 этаж) по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 8б не требуется установка дверей, требуется установка 2 (Двух) противопожарных металлических дверей. Таким образом, 23.11.2023 г. Заказчик изменил требования к предмету Контракта, что подтверждается письмом N 4932 от 23.11.2023 г.
Представитель заинтересованного лица также указал, что часть товара (металлические двери) была поставлена Заказчику 19.12.2023 г.
Вместе с тем, представителем Заказчика не направлены в адрес Комиссии информация и документы, опровергающие позицию заинтересованного лица.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 7.2. контракта N 18240001 от 04.10.2023 г. расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или во внесудебном порядке в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и частью 8-26 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 14.12.2023 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе 14.12.2023 13:17 (МСК).
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 14.12.2023 13:17 (МСК).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 26.12.2023 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание заинтересованного лица недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что заинтересованное лицо предпринимало попытки для надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комиссия полагает, что включение сведений об ООО "СК "СОЮЗ" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "СК "СОЮЗ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казённого учреждения "Управление зданиями Администрации г. Екатеринбурга", уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 января 2024 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024