резолютивная часть решения объявлена 29.12.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: Каракизова Алий Хакимовича - ведущего заседание Комиссии, начальника отдела Управления; членов комиссии: Жашуева Рамазана Артуровича - ведущего специалиста-эксперта Управления, Даурова Алима Арсеновича - ведущего специалиста-эксперта Управления,
в отсутствие представителей отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Заказчик), представителей общества с ограниченной ответственностью "Медпроф" (далее - Заявитель) и оператора ЭТП, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0204100000223000198 "Поставка технических средств реабилитации - сигнализаторы звука (для инвалидов и детей-инвалидов) для обеспечения получателей в 2024 году (в рамках соц.программ)" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) постановления Правительства РФ от
01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, в частности об установлении требований к товару согласно ГОСТ Р7 0185-2022.
Заявитель указывает, что указанный ГОСТ разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Трейдинг" (ООО "Исток Аудио Трейдинг"), и товар полностью соответствующий указанному ГОСТу производится лишь ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Указанный стандарт распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам.
Заказчик представил письменные пояснения, согласно которым возражал доводам жалобы Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы Заявителя, указанные в жалобе, письменные пояснения Уполномоченного органа и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
18.12.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - http://rts-tender.ru) был размещен электронный аукцион N0204100000223000198 "Поставка технических средств реабилитации - сигнализаторы звука (для инвалидов и детей-инвалидов) для обеспечения получателей в 2024 году (в рамках соц.программ)"с начальной (максимальной) ценой контракта 196 421,76 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что Заказчиком установлено требование о том, что товар должен соответствовать требованиям следующих стандартов: ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 30804.6.2-2013, ГОСТ 30804.6.4-2013 ГОСТ 15150-69.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В то же время отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав этих лиц, а также ограничение числа участников закупки, исходя из следующего. В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
В рассматриваемом случае, Комиссия полагает, что установление Заказчиком требований о соответствии поставляемого товара ГОСТу Р70185-2022 не может служить обстоятельством ограничивающим конкуренцию.
При этом Комиссия принимает во внимание то, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке, Аукцион признан несостоявшимся (п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Ведущий заседание Комиссии: А.Х. Каракизов
Члены Комиссии: Р.А. Жашуев
А.А. Дауров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 11 января 2024 г. N 007/06/42-10/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2024