Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 09 января 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Паритет-СК" (далее - ООО "Паритет-СК", Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города (извещение N 0169300043223000151) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика" (далее - Администрация, Заказчик): Вагабовой А.М., действующей на основании доверенности N 11 от 22.12.2023;
- представителя Заявителя: Киселева А.А., действующего на основании доверенности,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Паритет-СК" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города (извещение N 0169300043223000151) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 09.12.2023 10:35.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 691 090,15 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 15.12.2023 08:00 (МСК+2).
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169300043223000151 от 18.12.2023 в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке / комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки, на основании пункта 4 части 1 статьи 52 3акона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
По мнению Заявителя, решение комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявки единственного участника аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе является неправомерным, поскольку Заявителем представлен на площадку исполненный договор, соответствующий требованиям в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571), предусматривающие наличие у участников закупки опыта выполнения работ по работами по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указал следующее.
В качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ участник закупки предоставил договор на субподрядные работы по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города, заключенный между ООО "Автотранспортное предприятие" (генподрядчик) и ООО "Паритет-СК" (субподрядчик).
Следовательно, по мнению Заказчика, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления от 29.12.2021 N 2571, заявка такого участника подлежит отклонению на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе, в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Из указанного следует, что в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 и подпунктом "н" пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации (далее - Дополнительные требования).
Согласно пункту 18 Дополнительных требований подтверждением наличия опыта по выполнению работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, является наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно абзацу 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 Дополнительных требований применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом, согласно подпункту "б" пункта 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что для целей настоящего постановления договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, НМЦК составляет 9 691 090,15 рублей.
Следовательно, в силу позицией 18 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, извещением об осуществлении закупки данное требование установлено.
Пунктом 40 Приложения N 1 к извещению об осуществлении закупки предусмотрены требования к документам, подтверждающим наличие опыта у участника закупки, соответствующие положениям пункта 18 приложения к Постановлению N 2571.
Приложением N 2 к извещению (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению) предусмотрено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 позиции I пункта 40 извещения:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 позиции I пункта 40 извещения:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы позиции I пункта 40 извещения:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Также Требованиями предусмотрено, что договором, предусмотренным пунктами 1 и 2 позиции I пункта 40 извещения, соответствующими пунктам 1 и 2 позиции 18 Дополнительных требований, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Из содержания документов, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, следует, что в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ представлен договор на субподрядные работы по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города, заключенный между ООО "Автотранспортное предприятие" (генподрядчик) и ООО "Паритет-СК" (субподрядчик).
При этом, указанный договор отсутствует как в реестре контрактов для заключенных заказчиками на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, так и в реестре договоров, заключенных по Закону N 223-ФЗ.
Доказательства обратного Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлены.
В качестве обоснования своих доводов Заявитель ссылается на практику антимонопольных органов, выраженную в решении УФАС по Санкт-Петербургу от 28.06.2022 N 44- 1918/22, решении УФАС по Пермскому краю от 23.05.2022 N 007696/э, решении УФАС по Санкт-Петербургу от 04.05.2022 N 44-1276/22, решении УФАС по Челябинской области от 14.12.2022 N 074/06/105-378/2022, а также судебную практику (определение Верховного Суда РФ от 21.07.2021 N 310-ЭС21-11067 по делу N А23-3687/2020, определение Верховного Суда РФ от 24.05.2021 N 303-ЭС21-8052 по делу N А59-7609/2019, определение Верховного Суда РФ от 14.04.2022 N 309-ЭС22-3291 по делу N А60-143 82/2021).
Вместе с тем, указанные акты антимонопольного органа и судебных инстанций не могут быть приняты во внимание по настоящему делу, поскольку ни в одном из них не рассматривался вопрос наличия опыта выполнения работ, предусмотренных пунктом 18 Дополнительных требований, с учетом положений подпункту "б" пункта 3 Постановления N 2571.
С учетом положений законодательства о контрактной системе, договор, представленный в качестве документа, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не соответствует пунктом 18 Дополнительных требований, с учетом положений подпункту "б" пункта 3 Постановления N 2571.
Следовательно, решение комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявки участника на основании пункта 3 части 12 статьи 48 закона о контрактной системе.
Доводы жалобы заявителя не находят своего подтверждения, не обоснованы.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Паритет-СК" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию объектов благоустройства, озеленения и дорожного хозяйства на внутриквартальных территориях (проезды, тротуары, пешеходные дорожки, детские и спортивные площадки, газоны) Восточной части города (извещение N 0169300043223000151) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 января 2024 г. N 074/06/106-2943/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024