Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам.Председателя Комиссии: |
Кучеевой А.С. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, Никитиной И. Г. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителей заказчика ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" - Насыбуллина И.Р. (по доверенности), Панковой З.В. (по доверенности), в присутствии представителей заявителя ООО "КУЗОВАТОВСКОЕ ДРСУ" - Дугалева А.В. (по доверенности), Маслова Д.В. (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "КУЗОВАТОВСКОЕ ДРСУ" (вх. N13766/ж от 21.12.2023) на действия заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" при проведении закупки N0311100007223000104 на предмет: Содержание автомобильной дороги Р-241 Казань - Буинск - Ульяновск км 136+969 - км 180+878, подъезд к г. Ульяновск км 0+000 - км 2+200, Ульяновская область,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311100007223000104 размещено на официальном сайте Российской Федерации https://etpgpb.ru/ 06.12.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 89 282 134,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, заказчик нарушил требования действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения извещения закупки приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя о ненадлежащем порядке оценки по критерию "квалификация участников закупки" в части отсутствия установления максимального предельного значения цены исполненного контракта.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее-Постановление N2604) следует, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Постановления N2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
По мнению заявителя, не установив в извещении предельное значение цены контракта по опыту, заказчик не предусмотрел возможности объективно выявить лучшие условия исполнения контракта.
Согласно представленным пояснениям Заказчика порядок оценки установлен в соответствии с подпунктом "б" пункта 20 Положения и не выходит за рамки требований действующего законодательства.
Исходя из анализа извещения и представленных сторонами документов установлено следующе.
Предметом рассматриваемой закупки является содержание автомобильной дороги Р-241 Казань - Буинск - Ульяновск км 136+969 - км 180+878, подъезд к г. Ульяновск км 0+000 - км 2+200, Ульяновская область.
Приложением N5 к извещению об осуществлении закупки заказчиком установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок, в частности по критерию "квалификация":
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки" (БХi), рассчитывается по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки".
Из содержания условий конкурсной документации следует, что оценка по критерию "квалификация участников закупки" будет осуществляться Заказчиком в соответствии с правилами, предусмотренными подпунктом "б" пункта 20 Положения.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае действия заказчика по установлению критериев и порядка оценки не противоречат требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя о неверном выборе способа определения поставщика при проведении закупки.
Избрание и выбор способа определения поставщика полностью отнесены к полномочиям Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" утвержден прилагаемый перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы.
Таким образом, действующим законодательством определен исчерпывающий перечень оснований, по которым в обязательном порядке должен проводиться электронный аукцион.
Предметом рассматриваемой закупки является содержание автомобильной дороги Р-241 Казань - Буинск - Ульяновск км 136+969 - км 180+878, подъезд к г. Ульяновск км 0+000 - км 2+200, Ульяновская область.
Указанные работы не относятся к видам работ, определение подрядной организации по которой необходимо проводить исключительно в форме аукциона.
В рассматриваемом случае выбор способа определения поставщика в форме открытого конкурса в электронной форме не противоречит действующему законодательству.
Довод заявителя признан необоснованным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Татарстанского УФАС России выявлены следующие нарушения действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 4.5 проекта контракта было установлено, что Заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта, в том числе по заявлению Исполнителя часть этих денежных средств, в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в течение 30 дней с даты исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом.
В случае если контракт заключен по результатам закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, то срок, установленный абзацем 5 настоящего пункта, не должен превышать 15 дней.
В соответствии с извещением о проведении закупки рассматриваемый конкурс проводится на общих основаниях, преимуществ для участников закупки субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций заказчиком не установлено.
Следовательно, установленный в пункте проекта контракта дополнительный срок возврата не более 15 дней нецелесообразен, учитывая факт проведения рассматриваемой закупки на общих основаниях.
Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении требований части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия решила предписание об устранении нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "КУЗОВАТОВСКОЕ ДРСУ" (вх. N13766/ж от 21.12.2023) на действия заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" при проведении закупки N0311100007223000104 на предмет: "Содержание автомобильной дороги Р-241 Казань - Буинск - Ульяновск км 136+969 - км 180+878, подъезд к г. Ульяновск км 0+000 - км 2+200, Ульяновская область" необоснованной.
2. Признать заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" нарушившим требования части 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушенных требований действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Зам.Председателя Комиссии А.С.Кучеева
Члены Комиссии Л.А.Акперова
И.Г. Никитина
Исп.: Акперова Л.А., 8(843)23-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28 декабря 2023 г. N 016/06/34-3/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024