Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, Никитиной И.Г. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя заказчика МУП "ГУАД" - Костровой А,Д. (по доверенности), в отсутствие представителей заявителя Сысоева К.В., о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя Сысоева Константина Владимировича заявителя (вх.13944/ж от 26.12.2023 г.) на действия заказчика МУП "ГУАД" при проведении закупки N0511300000123000098 на предмет: "Предоставление услуг по проведению технического обслуживания и ремонту транспортных средств и специальной техники",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0511300000123000098 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakazrf.ru 19.12.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя об отсутствии описания объекта закупки в извещении в структурированном виде.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с абзацем первым пункта 7 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
При этом, в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В этой связи в отношении закупок работ и услуг при условии, что товары, используемые при оказании услуг, не передаются Заказчику, указание характеристик при подаче заявки на участие в такой закупке не требуется, так как факт подачи заявки является согласием на их выполнение и оказание соответственно.
В соответствии с ч.5 ст.43 Закона N44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке. Что также означает, что требования о предоставлении характеристик выполняемых работ, оказываемых услуг, для случаев осуществления закупок работ и услуг, не установлено Законом N44-ФЗ.
Из положений подпункта "а" пункта 2 части 1, пункта 1 части 2, части 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ следует, что характеристики предлагаемой участником закупки работы, услуги в заявке на участие в закупке указанию не подлежат, а подача такой заявки означает согласие участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Следовательно, действующие положения законодательства о контрактной системе подразумевают обязанность формирования извещения в структурированном виде, в случае, когда объектом закупки помимо работы, услуги является товар, поставляемый заказчику при выполнении такой работы, услуги, а не используемый.
Предметом рассматриваемой закупки является предоставление услуг по проведению технического обслуживания и ремонту транспортных средств и специальной техники.
Из представленных пояснений Заказчика следовало, что в рамках рассматриваемой закупки при оказании услуг применяемые расходные части и материалы будут использоваться, а не приниматься к бухгалтерскому учету Заказчиком по товарной накладной, по акту приема-передачи и т.д.
С учетом изложенных обстоятельств в совокупности, учитывая, что предметом закупки является оказываемая услуга, товары, используемые при выполнении работ, не передаются, в рассматриваемом случае описание объекта закупки было осуществлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Учитывая, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном, довод заявителя не подтвержден и признан необоснованным.
2.Относительно довода заявителя о незаконном установлении одновременно двух требований о том, что участник не должен быть в РНП: в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе и подпунктом "б" пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с подпунктом "б" пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее- ПостановленияN2571), в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В ходе анализа установлено, что заказчиком в извещении по рассматриваемой закупке было установлено требование по ч.1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при этом в требованиях к содержанию заявки также было указано, что участник не должен быть включен в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Комиссия приходит к выводу, что требования части 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе подразумевают все основания, по которым участник не должен быть в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе по причине отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Следовательно, конкретизация заказчиком одного из оснований нахождения участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при котором он не будет допущен до участия в закупке, при условии, что заказчиком установлено общее требование по ч.1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, не является нарушением и не влияет на суть установленного требования о том, что участник не должен быть в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по любым из оснований, в том числе, в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае Комиссия не находит в действиях Заказчика нарушений требований действующего законодательства о контрактной системе.
Довод заявителя признан необоснованным.
2.Относительно довода заявителя о неправомерном установлении требования к участникам о предоставлении декларации, подтверждающей соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее-ГК РФ), юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Предметом рассматриваемой закупки является предоставление услуг по проведению технического обслуживания и ремонту транспортных средств и специальной техники.
Комиссией установлено, что предмет рассматриваемой закупки не является лицензируемым видом деятельности, на его осуществление не требуется специального правопреемства (СРО, разрешений, допуском и т.д.), объект закупки не подпадает под действие требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 и иных нормативных-правовых актов.
Вместе с тем, в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке заказчиком установлено требование к у частникам о предоставлении в составе заявки декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, а именно:
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ.
С учетом изложенного, Заказчиком были не соблюдены требования части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия решила предписание об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя Сысоева Константина Владимировича (вх.13944/ж от 26.12.2023 г.) на действия заказчика МУП "ГУАД" при проведении закупки N0511300000123000098 на предмет: "Предоставление услуг по проведению технического обслуживания и ремонту транспортных средств и специальной техники" частично обоснованной по доводу 3.
2. Признать заказчика МУП "ГУАД" нарушившим требования части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
Л.А. Акперова
И.Г. Никитина |
|
|
Исп.: Акперова Л.А.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 10 января 2024 г. N 016/06/42-15/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024