Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, заместитель руководителя управления: Литовченко Л.А.
Члены Комиссии: Метакса Я.К., Головко О.Н., Головко Е.Н.,
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар - Кигеян Р.Э., представителя Уполномоченного органа - управления закупок администрации МО г. Краснодар - Писаренко И.В., в отсутствие представителей Сысоева К.В., рассмотрев жалобу Сысоева К.В. (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар при проведении Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар электронного аукциона: "Оказание услуг по замене светильников наружного освещения на светодиодные светильники на объектах, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар" (извещение N0318300119423001570) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком нарушены положения, предусмотренные ст.31,33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар проводился электронный аукцион : "Оказание услуг по замене светильников наружного освещения на светодиодные светильники на объектах, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар" (извещение N0318300119423001570).
Заказчик - МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" МО г. Краснодар.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 999 900,00 рублей.
В соответствии с ч.3 ст. 7 Закона о контрактной системы информация, предусмотренная Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению Заказчику требуется следующие виды услуг:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Заказчик |
Количество(объем работы, услуги) |
Единица измерения |
Цена за единицу |
Стоимость позиции |
||||||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
|
|
|
|
|
|||||
Оказание услуг по замене светильников наружного освещения на светодиодные светильники на объектах, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар |
43.21.10.290 |
|
|
|
Условная единица |
2721824.58 |
2721824.58 |
||||||
Характеристики объекта закупки определены "Описанием объекта закупки", содержащим: Техническое задание |
Значение характеристик определены "Описанием объекта закупки", содержащим: Техническое задание |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|
|
|
|
Заявитель указывает, что в извещении о проведении закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе отсутствует структурированное описание объекта закупки.
В соответствии с п.5) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Согласно п.7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с письмом Минфина России от 25 сентября 2023 г. N 24-03-09/90944 "O размещении описания объекта закупки в единой информационной системе в сфере закупок" извещение об осуществлении закупки должно также содержать составленное в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки, которое прилагается к такому извещению в форме электронного документа или образа бумажного документа, сформированных без использования ЕИС (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 2 формы, являющейся приложением к Положению о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60) (далее - Положение).
Из содержания извещения следует, что Заказчиком в связи с отсутствием необходимой позиции объекта закупки в КТРУ, в "Описание объекта закупки" указан код товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2): 43.21.10.290 - Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки. Вместе с тем, по позиции "Характеристика товара, работы, услуги" Заказчиком указана отсылка к электронному документу "Описание объекта закупки" , содержащему "Техническое задание" с полным описанием объекта закупки, сформированным без использование ЕИС.
Согласно Приложению N13 к техническому заданию установлен перечень видов услуг на 2024 год, которые необходимо произвести по замене светильников.
П.1.1 проекта контракта указано, что Исполнитель обязуется оказать услуги по замене светильников наружного освещения на светодиодные светильники на объектах, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар (далее - услуги) в соответствии с техническим заданием (Приложение N1), Спецификацией (Приложение N2), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется осуществлять контроль за ходом и качеством оказания услуг, принять результаты оказанных услуг и оплатить Исполнителю обусловленную настоящим Контрактом цену, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, в виду того, что объектом закупки является оказание услуг и товар, поставляемый при оказании данной услуги отсутствует, участник закупки в заявке информацию о товаре, предусмотренную подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включает. То есть, в части описания объекта закупки заявка участника не будет структурированной, а будет содержать лишь согласие такого участника.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 года N ИА/53616/2020 указано: "С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу)."
Предметом закупки является Оказание услуг по замене светильников наружного освещения на светодиодные светильники на объектах, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар .
Таким образом, если материалы не передаются Заказчику отдельно, а только используются/поставляются в составе результата работ (оказания услуг), участник, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, в заявке достаточно дать согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Исходя из вышесказанного, структурированное описание объекта закупки и приложенный Заказчиком файл не содержат разночтений, в связи с чем, информация, отраженная Заказчиком в структурированной форме извещения, в части описания объекта закупки, не противоречит положениям ст.33 Закона о контрактной системе.
Заявитель также указывает, что Заказчиком в составе извещения не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 15 раздела II приложения к ПП N2571 - работы по текущему ремонту зданий, сооружений.
В силу п.12) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
На основании ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 года N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению.
Позицией 15 приложения II к ПП N 2571 предусмотрено дополнительное требование к участникам закупки при осуществлении закупки работ по текущему ремонту зданий, сооружений, устанавливаемое Заказчиками в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Объектом закупки является "Оказание услуг по замене светильников наружного освещения на светодиодные светильники на объектах, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар".
В извещении об осуществлении закупки Заказчиком указаны следующие требования:
Преимущества и требования к участникам |
Преимущества
Не установлены Требования к участникам
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Ограничения
Не установлены
Перечень прикрепленных документов |
Из пояснений Заказчика следует, что при оказании услуг, проведение ремонта не требуется, необходимо произвести замену светильников наружного освещения на светодиодные, обладающие улучшенными свойствами, качествами и энергосбережением.
В соответствии с п.1.5.6 Технического задания услуги оказываются исполнителем в действующих электроустановках наружного освещения.
П.3.7 ГОСТ 32947-2014 "Дороги общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения" определено, что опора стационарного электрического освещения - это конструкция для закрепления светильников наружного освещения, а также подвески кабелей электрической сети наружного освещения.
При определении содержания извещения Заказчик руководствовался положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.10.1 Градостроительного кодекса линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
Пунктом 10.2 Градостроительного кодекса установлено, что некапитальные строения, сооружения - это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Заказчик пояснил, что сети наружного освещения являются линейным объектом, выделенным в отдельную группу, но не являются сооружением. При необходимости законодатель предъявляет к таким объектам отдельные требования.
С учетом изложенного, замена светильников наружного освещения относится к работам на линейном объекте и не относится к позиции 15 "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений", указанной в ПП N 2571, в связи с чем, основания для установления дополнительного требования к участникам закупки в данной закупке отсутствуют.
На участие в закупке подана 1 заявка.
Доказательств того, что замена светильников наружного освещения, относится к текущему ремонту зданий и сооружений, Заявителем не предоставлено.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь ч. 1, ч. 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Сысоева К.В. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119423001570).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 декабря 2023 г. N 1363/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024