Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу АО "Промгидромеханизация" (далее - Заявитель) на действия Уполномоченного учреждения (комиссии) - ГКУ КК "ДГЗ" при проведении открытого конкурса в электронной форме : "Ремонт объекта: "Автомобильная дорога ст-ца Владимирская - х.Веселый, км 0+043 - км 0+630, км 0+748 - км 3+555 в Лабинском районе"; шифр регионального проекта Краснодарского края 00R1003900260" (извещение N0818500000823008590) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Уполномоченным учреждением Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует отклонение заявки АО "Промгидромеханизация".
Заказчиком, Уполномоченным учреждением были представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился открытый конкурс в электронной форме: Ремонт объекта: "Автомобильная дорога ст-ца Владимирская - х.Веселый, км 0+043 - км 0+630, км 0+748 - км 3+555 в Лабинском районе"; шифр регионального проекта Краснодарского края 00R1003900260" (извещение N0818500000823008590).
Заказчик - министерство транспорта и дорожного хозяйства КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 121 619 910,44 рублей.
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем конкурентных способов заказчик формирует с информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, предъявляемые к участникам закупки в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской от 29.12.2021 г. N2571 "О дополнительных требованиях к участникам к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
ПП.а) п.3 Постановления N 2571 установлено, что положения данного постановления применяются при проведении конкретных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6-13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе
(при осуществлении закупок, в отношении участников, которых в соответствии с частями 2 и 2.1, статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника Закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 2 и2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭОК1 от 19.12.2023 г. подана 1 заявка (N115566562) - АО "Промгидромеханизация", которая признана несоответствующей требованиям, а именно: "В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Федерального закона несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона, в связи с наличием условий, установленных требованием в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. (предоставленный в качестве опыта договор NЦ3-47-СП-05.21 от 14 мая 2021 года является договором субподряда, что не может служить подтверждением опыта выполнения работ по позиции 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571)"
ПП. а) п. 1 ПП N2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно позиции 18 раздела III "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к ПП N2571 к участникам закупки по выполнению работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги
предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также данной позицией определен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно ПП N2571 договором, предусмотренным пунктами 1 и 2 позиции 18, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с N ФЗ-223.
В составе заявки Заявителем представлен договор субподряда от 14.05.2021 г. "ЦЗ-47-СП-05.21 на выполнение работ по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Пусконаладочный комплекс (этап строительства N4)". Цена договора составляет 720 149 622 руб. 42 коп.
В соответствии с п.1.1 представленного Заявителем договора установлено, что Субподрядчик принимает на себя обязательства в порядке и на условиях, установленных настоящим Договором и Законодательством (включая, но не ограничиваясь).
В п.1.1.1 указано, что Субподрядчик обязуется выполнить работы по устройству металлического барьерного ограждения (Ограждения дорожные удерживающие боковые барьерного типа для автомобилей СТО 05765820-2017) при строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Пусковой комплекс (Этап строительства N4) и иные строительно-монтажные работы в соответствии с Ведомостью Объемов и Стоимости работ (Приложение N2 к Договору).
Также Заявителем к договору субподряда от 14.05.2021 г. ЦЗ-47-СП-05.21 предоставлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.11.2022 N27-510000-65-2022 с приложением актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3 на сумму 720 149 622 руб. 42 коп.
Таким образом, представленный Заявителем - АО "Промгидромеханизация" договор субподряда в качестве опыта исполнения контракта , что не противоречит позиции 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571. В связи с чем, в действиях комиссии Уполномоченного учреждения при рассмотрении заявок допущено нарушение п.3) ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
Данный довод подтверждается позицией ФАС России, озвученной на ВКС, в соответствии с которой, отклонение заявки участника , который представил в качестве подтверждения опыта в порядке, предусмотренном ПП N2571 договор субподряда, при исполнении которого были выполнены работы в объеме, соответствующем договору генподряда, применимо для контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту, на благоустройство территории, на содержание дорог в рамках Закона о контрактной системе и N223-ФЗ, и не применимо для контрактов, в рамках которых осуществлялось строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Промгидромеханизация" обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" (комиссии) нарушение п.3) ч.12 ст. 48, ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - министерству транспорта и дорожного хозяйства КК, Уполномоченному учреждению - ГКУ КК "ДГЗ" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 декабря 2023 г. N 1366/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024