рассмотрев жалобу ООО "Пиретта-Технологии" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Бюро патологоанатомическое" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по обеззараживанию, сбору, транспортированию, утилизации и обезвреживанию медицинских отходов" (извещение N 0318200088823000049) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что описание объекта закупки электронного аукциона составлено с нарушениями ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.12.2023 г. Заказчиком - ГБУЗ "Бюро патологоанатомическое" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Оказание услуг по обеззараживанию, сбору, транспортированию, утилизации и обезвреживанию медицинских отходов" (извещение N 0318200088823000049).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
На основании п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе гласит, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Файл "Описание объекта закупки.docx" содержит функциональные, технические, качественные характеристики товара, входящего в предмет закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Заказчиком установлен перечень закупаемых услуг:
N |
Наименование закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
1 |
Оказание услуг по обеззараживанию, сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" и "В" (необеззараженные) |
Заявитель в жалобе указывает, что въезд на территорию Заказчика со специализированной установкой для обеззараживания медицинских отходов противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно нормам Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарио-противоэпидсмиологических (профилактических) мероприятий" (далее но тексту возражений - СанПин 2.1.3684-21) в части размещения участка по обеззараживанию на территории медицинской организации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях (пункт 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Г".
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Деятельность по обращению с медицинскими отходами регулируется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Медицинские отходы по степени их эпидемиологической, токсикологической опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (ст. 49 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Разделом X СанПиНа 2.1.3684-21 "Требования к обращению с отходами") подразделяются на следующие классы:
- эпидемиологически опасные отходы, класс Б - отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3-4 групп патогенности, в том числе: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани); пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 3-4 группы патогенности;
- чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы, класс В - материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории.
Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1-2 групп патогенности (штаммы возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных I-II группы патогенности (опасности) в СапПиН 2.1.3684-21 с сентября 2023 года). К обращению с отходами класса В предъявляются требования СанПиП 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
СанПиП 2.1.3 684-2 Остановлены требования к системе сбора, хранения, размещения, транспортировки и обеззараживания медицинских отходов, которая включает следующие этапы:
- сбор отходов внутри медорганизации;
- перемещение отходов из подразделений и храпение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, создающей отходы;
- размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
При этом, система обращения с медицинскими отходами классов Б и В должна отвечать следующим требованиям:
- эпидемиологическая безопасность;
- экологическая безопасность;
- травмобезопасность операций по сбору колющих и режущих медицинских изделий однократного применения;
- невозможность повторного использования медицинских изделий одноразового использования;
- максимальное уменьшение объема отходов на выходе;
- экономичность.
В соответствии с п. 165 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, хранение, перемещение отходов па территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой.
Медицинские отходы собираются на месте их образования работниками организации в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (не прокалываемую) упаковку (контейнеры):
- класс Б- желтого цвета (маркировка) п.175 СанПиН 2.1.3684-21
- класс В - красного цвета (маркировка) п. 184 СанПиН 2.1.3684-21
Упакованные и маркированные нсобеззараженные отходы Б и В помещаются в специальные контейнеры для временного хранения, накопления до 30 суток (морозильные камеры) в соответствии с и. 186, п.188, и. 201 "б", и. 201 "г" СанПиН 2.1.3684-21.
Накопление и временное храпение необеззараженных медицинских отходов классов Б и В осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ лиц, нс связанных с обращением с медицинскими отходами. В небольших медицинских организациях (медицинские пункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов Б и В в емкостях, размещенных в подсобных помещениях. Хранение (накопление) необеззараженных отходов классов Б и В осуществляется в течение семи дней в холодильниках и в течение месяца - в морозильных камерах, о чем указано в нп. б п. 201 СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно п.163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Согласно п. 174 СанПиН 2.1.3684-21 медицинские отходы класса "Б" подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции.
Согласно п. 183 СанПиН 2.1.3684-21 Медицинские отходы класса "В" подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции физическими методами.
Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы (п. 174 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пп. "в" п. 200 СанПиН 2.1.3684-21 физический метод обеззараживания медицинских отходов классов "Б" и "В", включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов.
Для обеззараживания медицинских отходов должен быть организован участок (помещение) в соответствии с требованиями п. 211 СанПиН 2.1.3684-21, п. 4.6.2, н. 4,3,2, п.4.3.3. СП 2.1.3678-20, а именно:
- размещение участка в составе медицинских подразделений не допускается;
- участок оснащается автономной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением;
- участок должен быть оборудован системами водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения;
- па участке должна быть обеспечена поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на чистую и грязную зоны;
- помещения участка должны быть оборудованы устройствами обеззараживания воздуха;
- стены и пол помещения участка должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты водостойкой краской, покрытия пола из водонепроницаемых материалов;
- материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.
Заказчик пояснил, что в связи с отсутствием в учреждении помещений, не входящих в состав медицинских подразделений и технической возможности для организации участка по обеззараживанию физическим методом медицинских отходов, привлекается специализированная организация для децентрализованного аппаратного обеззараживания отходов в пределах территории медицинской организации, которая сможет оказать данный вид услуг в рамках требований СанПиП 2.1.3684- 21.
В структуре Заказчика два территориально удаленных подразделения в которых образуются медицинские отходы. Каждое подразделение единолично образует медицинские отходы, подлежащие сбору, накоплению, храпению, обеззараживанию, утилизации. Такой способ организации обращения с медицинскими отходами Заказчик считает децентрализованным.
Децентрализованный способ - он означает, что все необходимые действия по обеззараживанию медицинских отходов производятся в пределах территории медицинской организации, где они были сформированы. Иными словами, за пределы организации, в которой отходы образованы, их не вывозят.
Привлечение сторонней организации (имеющей разрешение на данный вид деятельности) со специализированной установкой для обеззараживания отходов, необходимо в целях соблюдения эпидемиологической и экологической безопасности, на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с микроорганизмами, вирусами, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.
У Заказчика система сбора, хранения, обеззараживания медицинских отходов соответствует требования СанПиН 2.1.3684-21, а именно:
- сбор отходов производится внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, в соответствии с и. 175, п. 181, 184 СанПиН 2.1.3684-21. Медицинские отходы класса находятся в закрытых одноразовых емкостях, находятся в холодильном оборудовании;
- перемещение отходов из подразделений, где отходы образованы и храпение отходов на территории организации, образующей отходы осуществляется в соответствии с п.181, и. 187, и. 188 СанПиП 2.1.3684-21. Накопление и временное храпение необеззараженных медицинских отходов классов Б и В осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальном морозильном оборудовании, исключающих доступ лиц, не связанных с обращением с медицинскими отходами.
- обеззараживание отходов физическим методом в соответствии с п. 200 "з" СанПиН 2.1.3684-21. Медицинские отходы подлежат обязательному обеззараживанию физическим методами, аппаратное обеззараживание децентрализованным способом, при котором участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации. Вывоз необеззараженных медицинских отходов класса В за пределы территории медицинский организации не допускается.
- к работам по обращению с медицинскими отходами не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами, в соответствии с п.167 СанПиН 2.1.3684-21.
Таким образом, довод Заявителя необоснован.
По результатам внеплановой проверки Комиссией Краснодарского УФАС установлены нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Извещение содержит файл "НМЦК.xls", где Заказчиком установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта:
В результате проведенного расчета НМЦК контракта составила, руб.: |
162,67 |
Максимальная цена контракта составляет 600 000,00 руб. |
|
В соответствии с п. 6), п. 7), п. 9) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг); информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги; начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
В извещении установлен объект закупки: "Оказание услуг по обеззараживанию, сбору, транспортированию, утилизации и обезвреживанию медицинских отходов" - Код позиции ОКПД2: 38.12.11.000 - "Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов".
При этом в извещении установлено:
Условия контракта | |
Максимальное значение цены контракта |
600 000.00 Российский рубль |
Формула цены контракта |
600 000 |
В файле "Описание объекта закупки.docx" Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим характеристикам закупаемых услуг, работ, входящих в объект закупки. Однако, отсутствует информация о количестве, что не позволяет определить объем выполнения необходимых работ. Вместе с тем, аукцион проведен от единицы.
Таким образом, при размещении извещения Заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 7, п. 7) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пиретта-Технологии" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Бюро патологоанатомическое" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, п. 7) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Бюро патологоанатомическое" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 января 2024 г. N 023/06/33-98/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024