Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО ЧОО "Аврора" на действия ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг охраны (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100011123000016),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 22.12.2023 поступила жалоба заявителя на действия ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг охраны.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
По мнению Заявителя, установленный заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствует положениям Постановления Правительства от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановления Правительства от 31.12.2021 N 2604).
Заявитель указывает, что согласно пп. "г", "д" пункта 28 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом; последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Вместе с тем, по условиям извещения об осуществлении закупки к оценке принимаются только исполненные контракты/договоры заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, услуг, услуг отдельными видами юридических лиц" сопоставимого характера за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Кроме того, из доводов жалобы следует, что заказчик с целью соблюдения требований к антитеррористический защищенности объектов должен был установить критерий оценки как "наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Из письменных пояснений ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья следует, что заказчик с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, пояснил, что предметом закупки являются услуги охраны объектов Заказчика, являющихся объектами повышенной опасности, и требование о подтверждении опыта работы исключительно государственными контрактами обусловлено необходимостью обеспечения реального исполнения участником закупки принятых на себя обязательств по контракту. Повышенные требования к участникам закупки в рассматриваемом случае направлены на надлежащее обеспечение антитеррористической защищенности объектов, подлежащих охране. Заказчик для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" самостоятельно определяет показатели оценки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Исследовав материалы дела, и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства от 31.12.2021 N 2604) определен порядок оценки заявок, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства от 31.12.2021 N 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства от 31.12.2021 N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" пункта 28 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Согласно пп. "в" пункта 28 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В соответствии с пп. "г" пункта 28 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
При этом к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом (пп. "д" пункта 28 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604).
Из материалов дела усматривается, что Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный аграрный университет Северного Зауралья", являясь заказчиком, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг охраны.
Извещение об осуществлении закупки 08.12.2024 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100011123000016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 47 197 838,45 рублей.
Раздел 4 Главы 1 Информационной карты закупки содержит следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на оказание услуг охраны:
- Цена контракта, значимостью 40%;
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимостью 60%, в том числе:
- Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. (пп. "а" п. 4.1.4.1 раздела 4 главы 1 Информационной карты закупки).
К оценке принимаются исполненные контракты (договоры) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) предоставление муниципальных контрактов (договоров) и (или) государственных контрактов (договоров) за последние 3 (три) календарных года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В подтверждении опыта участник закупки предоставляет информацию об исполненных муниципальных контрактах (договорах) и (или) государственных контрактах (договорах) с указанием (гиперссылки) номеров реестровых записей контрактов (договоров) из реестра контрактов (договоров), размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) .
Опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случаях предоставления информации с ЕИС (www.zakupki.gov.ru):
- предоставление информации без указания (гиперссылки) номеров реестровых записей контрактов из реестра контрактов (договоров); - отсутствие информации о муниципальных контрактах (договорах) и (или) государственных контрактах (договорах) в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС);
- отсутствие информации об исполненных муниципальных контрактах (договорах) и (или) государственных контрактах (договорах) за последние 3 (три) календарных года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
- Общая стоимость исполненных контрактов (пп. "б" п. 4.1.4.1 раздела 4 главы 1 Информационной карты закупки).
Заказчиком будет оцениваться суммарный объем выполненных услуг сопоставимого характера, исчисляемый в рублях успешно исполненных контрактов/договоров заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, услуг, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - контракт) сопоставимого характера за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
- Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (пп. "в" п. 4.1.4.1 раздела 4 главы 1 Информационной карты закупки).
Заказчиком будет оцениваться наибольшая цена одного из успешно исполненных контрактов/договоров заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, услуг, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - контракт) сопоставимого характера за последние 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что согласно пп. "г", "д" пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 в подтверждение участником закупки опыта работы к оценке принимаются исполненные участником закупки гражданско-правовые договоры, а последний акт, составленный при исполнении такого договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения требований части 8 статьи 32, п. 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пп. "г", "д" п. 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 в части подтверждения опыта работы исключительно контрактами, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, услуг, услуг отдельными видами юридических лиц" за последние 3 (три) календарных года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Довод заявителя относительно не установления по критерию оценки "квалификация участников закупки" показателя критерия "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", Комиссия признает необоснованным, поскольку Заказчик для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" самостоятельно определяет показатели оценки, предусмотренные пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении указанного нарушения путем внесения изменения в извещение открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг охраны с учетом позиции, изложенной в настоящем решении Тюменского УФАС России; отмены протокола подведения итогов электронного аукциона 0367100011123000016 от 26.12.2023 г.; продления срока подачи заявок и проведении процедуры закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Аврора" на действия ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг охраны (0367100011123000016) обоснованной в части подтверждения опыта работы исключительно контрактами, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, услуг, услуг отдельными видами юридических лиц" за последние 3 (три) календарных года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
2. Признать ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья нарушившим часть 8 статьи 32, п. 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пп. "г", "д" пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Верзун Ю.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 декабря 2023 г. N 072/06/44/265/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024