Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган), рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДРСУ 2" (далее также - ООО "ДРСУ 2", Заявитель) на действия Муниципального казенного учреждения "Муниципальные закупки города Тюмени" и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N АЭ-0569/23 на текущее содержание православных кладбищ (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000523000964),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что представленные ООО "ДРСУ 2" во второй части заявки документы подтверждают наличие у участника аукциона необходимого опыта для выполнения соответствующего вида работ, в связи с чем отклонение заявки общества по тому основанию, что договор субподряда N 01-07-22-148 от 02.08.2022 года не может являться надлежащим подтверждением наличия опыта, полагает незаконным и необоснованным.
В письменных возражениях МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" указало, что представленный ООО "ДРСУ 2" в подтверждение своего соответствия дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ N 2571 договор субподряда N 01-07-22-148 от 02.08.2022 "выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства имущественных комплексов, "Лесопарк Затюменский" и прилегающей к нему территории, ливневой системы водоотведения закрытого типа на территории Калининского административного округа города Тюмени в 2022, 2023 годах, заключенный в рамках исполнения муниципального контракта 19001.22.019 от 26.07.2022 не подтверждает наличие у ООО "ДРСУ 2" опыта выполнения полного комплекса работ, поскольку заявитель выполнял лишь часть работ в рамках исполнения указанного муниципального контракта, а соответственно, не несет гарантийных обязательств по выполненным работам в рамках основного контракта, во исполнение которого был заключен договор субподряда. Кроме того, лицо, выполнившее в качестве субподрядчика отдельные этапы и виды работ, не может быть признано лицом, имеющим опыт самого объекта в целом, поскольку в силу положений ГК РФ окончательный результат выполненных работ передается заказчику генеральным подрядчиком, при этом именно генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда. Таким образом, заявка участника была правомерна отклонена комиссией по осуществлению закупок за несоответствие установленным в извещении об осуществлении закупки дополнительным требованиям, предусмотренным частью 2.1. статьи 31 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ N 2571.
Заказчик в письменных пояснениях также с доводами жалобы не согласился, просит признать жалобу необоснованной. Заказчик указал, что дополнительные требования, указанные в извещении об осуществлении закупки, установлены Постановлением Правительства РФ N 2571 непосредственно к участникам закупки, исходя из этого, документы и информация, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 2571 должны быть представлены исключительно в отношении участника закупки, в связи с чем представление участником закупки документов и информации об опыте иных лиц, в том числе субподрядчика е соответствует требованиям положений Постановления Правительства РФ N 2571.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что 06.12.2023 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" размещено извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N АЭ-0569/23 на право заключения контракта на текущее содержание православных кладбищ с начальной (максимальной) ценой 25 976 433,81 рублей, номер извещения 0167300000523000964.
Заказчиком данной закупки выступает Муниципальное казенное учреждение по вопросам похоронного дела "Некрополь".
Согласно протоколу подведении итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону N 0167300000523000964 заявка ООО "ДРСУ 2" признала несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона 44-ФЗ по следующим основаниям: "На основании Извещения об осуществлении закупки, Приложения N3 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке": несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона 44-ФЗ; несоответствие документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным ч.2 ст.31 Федерального закона 44-ФЗ: участником представлен договор N 01-07-22-148 от 02.08.2022 г. "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства имущественных комплексов, "Лесопарк Затюменский" и прилегающей к нему территории, ливневой системы водоотведения закрытого типа на территории Калининского административного округа города Тюмени в 2022,2023 годах. Согласно п.1.1 вышеуказанного договора, договор заключен в рамках муниципального контракта N 19001.22.019 от 26.07.2022 г.". По указанному договору ООО "Дорожно - Ремонтное строительное управление 2" является субподрядчиком, что не подтверждает опыт выполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно части 12 статьи 48 Закона 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренным Законом 44-ФЗ) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом 44-ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона 44-ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона 44-ФЗ, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона 44-ФЗ;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона 44-ФЗ (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона 44-ФЗ);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона 44-ФЗ, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона 44-ФЗ (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона 44-ФЗ;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В пункте "н" части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки (часть 1). Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2). Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3).
Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В целях реализации указанных требований закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), в котором, в том числе установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему Постановлению.
Поскольку начальная (максимальная) цена контракта превышает 20 миллионов рублей, заказчиком во исполнение требований части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с c пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571, а именно наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 ст. 31 Закона 44-ФЗ, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом 44-ФЗ реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом 44-ФЗ, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Как было указано выше, уполномоченное учреждение в обоснование своего решения о признании заявки общества не соответствующей установленным требованиям приводит довод о том, что дополнительные требования, указанные в извещении об осуществлении закупки, установлены Постановлением Правительства РФ N 2571 непосредственно к участникам закупки, следовательно, документы и информация, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 2571 должны быть представлены исключительно в отношении участника закупки, в связи с чем представление участником закупки документов и информации об опыте иных лиц, в том числе субподрядчика е соответствует требованиям положений Постановления Правительства РФ N 2571.
В этой связи Комиссия отмечает, что изложенная позиция является верной, однако применена такая позиция уполномоченным учреждением формально, без учета конкретных обстоятельств дела, связанных с предметом рассматриваемой закупки, а также спецификой регулирования подрядных отношений в сфере градостроительной деятельности, которые в рассматриваемом деле отсутствуют.
Подпунктом "в" пункта 4 Постановления N 2571 установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному частью 2.1 статьи 31 Законом N 44-ФЗ, является исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договор, заключенный в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Как следует из представленных в материалы проверки документов, заявитель, являясь участником рассматриваемой электронной процедуры в подтверждение своего соответствия дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ N 2571 предоставил договор субподряда N 01-07-22-148 от 02.08.2022 "выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства имущественных комплексов, "Лесопарк Затюменский" и прилегающей к нему территории, ливневой системы водоотведения закрытого типа на территории Калининского административного округа города Тюмени в 2022, 2023 годах, заключенный в рамках исполнения муниципального контракта 19001.22.019 от 26.07.2022; справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3, Акты о приемке выполненных работ по форме NКС-2, подтверждающие вид, объем и цену выполненных работ.
При этом, как следует из содержания договора субподряда N 01-07-22-148 от 02.08.2022, указанный договор заключен в рамках муниципального контракта N 19001.22.019 от 26.07.2022 г.. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, территории, объектов и элементов благоустройства имущественных комплексов, "Лесопарк Затюменский" и прилегающей к нему территории, ливневой системы водоотведения закрытого типа на территории Калининского административного округа города Тюмени в 2022, 2023 годах.
При этом, как верно отмечено заявителем, комиссией по осуществлению закупок не было учтено, что упомянутый договор субподряда был заключен с АО "ТОДЭП" в целях исполнения обязательств по муниципальному контракту в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Сведения о заключении и исполнении договора субподряда N 01-07-22-148 от 02.08.2022 размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) по адресу в сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru, реестровой номер записи 57203175930220004840000.
Комиссией Тюменского УФАС России также установлено, что ООО "ДРСУ 2" в составе заявки, среди прочего, приложены акты о приемке выполненных работ по договору субподряда N 01-07-22-148 от 02.08.2022, подписанное между сторонами договора субподряда соглашение о расторжении договора N 01-07-22-148 от 02.08.2022, подтверждающие исполнение обязательств по договору на сумму 75 672 684 руб. 75 коп., что превышает 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта
Таким образом, учитывая, что указанный выше договор субподряда заключен и исполнен в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и отвечает требованиям подп. "в" пункта 4 Постановления N 2571, у комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения отсутствовали правовые основания для признания заявки ООО "ДРСУ 2" не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе и положениям извещения об осуществлении закупки
Доводы уполномоченного учреждения и заказчика о том, что договоры субподряда, не могут являться подтверждением наличия в полном объеме опыта таких работ, не могут быть приняты во внимание, поскольку выполненные участником закупки работы в рамках представленного в составе заявки договора субподряда соответствует целям заключения контракта, на выполнение которых проводился спорный аукцион.
При этом ссылаясь, на то обстоятельство что лицо, которое выполняло отдельные этапы работ или виды работ в качестве субподрядчика, не обладает опытом выполнения работ по объекту в целом, комиссия по осуществлению закупок в тоже время не устанавливало виды и объем работ, выполненных обществом по упомянутому договору субподряда, не сопоставляло с работами, являющимися предметом рассматриваемой закупки.
Кроме того, приводя довод том, что документы и информация об опыте должны быть представлены исключительно в отношении участника закупки, в связи с чем представление участником закупки документов и информации об опыте иных лиц, не соответствует требованиям положений Постановления Правительства РФ N 2571, уполномоченное учреждение уклонилось от ответа на вопрос Комиссии о том, какие конкретно документы и сведения, представленные заявителем в составе заявки, указывали на опыт иных лиц.
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о нарушении комиссией по осуществлению закупок МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" требований подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 2 части 12 статьи 48, части 2.1. статьи 31 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки ООО "ДРСУ 2" на участие в электронном аукционе N 0167300000523000964, что образует в действиях субъекта контроля наличие признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, учитывая характер допущенного нарушения Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес уполномоченного учреждения и его комиссии по осуществлению закупок обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона N 0167300000523000964 от 18.12.2023 г. и повторного рассмотрения заявки ООО "ДРСУ 2" в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДРСУ 2" на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона АЭ-0569/23 Текущее содержание православных кладбищ (реестровый номер закупки: 0167300000523000964), обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" нарушившей положения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 2 части 12 статьи 48, части 2.1. статьи 31 Закона о контрактной системе
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 декабря 2023 г. N 072/06/44/266/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2024