Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение Государственного казённого учреждения Тюменской области "Противопожарная служба Тюменской области" (далее - Заказчик, ГКУ ТО "Противопожарная служба ТО") о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТехноЛайн" (ИНН 5919031340) (далее - Общество, Исполнитель, ООО "ТехноЛайн", Поставщик) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта поставки стволов пожарных ручных, заключённого по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003423001878),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение заказчика в лице ГКУ ТО "Противопожарная служба ТО" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ТехноЛайн" (ИНН 5919031340) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта поставки стволов пожарных ручных, заключённого по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003423001878).
Тюменским УФАС России, заблаговременно были приняты меры по извещению ООО "ТехноЛайн" о дате и времени рассмотрения дела, которое было назначено на 09.01.2024 в 15:10. Информация по факту проведения антимонопольным органом внеплановой проверки в связи с принятием решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 18.04.2023 N 16001.23.026 размещена в ЕИС в сфере закупок.
Подрядчик явку представителя обеспечил, письменные пояснения относительно обстоятельств, связанных с неисполнением со стороны индивидуального предпринимателя своих обязательств по контракту приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между ГКУ ТО "Противопожарная служба ТО" и ООО "ТехноЛайн" по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003423001878) заключен контракт от 21.04.2023 N 72 на поставку пожарно-технического вооружения (далее - Контракт) на сумму 181 873,50 руб.
В соответствии с условиями Контракта:
- Поставщик по заданию Заказчика обязуется осуществить поставку стволов пожарных ручных (далее - Товар), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар (п. 1.1).
- Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Cпецификации (Приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта (п. 1.2).
- Место поставки Товара: 625034, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Судостроителей, д.,19. Поставщик не менее чем за 2 (два) календарных дня до даты доставки и разгрузки Товара уведомляет Заказчика в письменном виде о готовности к поставке Товара с указанием даты доставки. Уведомление должно содержать ссылку на реквизиты Контракта, а также указание уполномоченных лиц Поставщика, ответственных за разгрузку Товара (п. 3.1).
- Срок поставки: Товар поставляется одной партией в течение 30 (тридцать) календарных дней с даты заключения Контракта (п. 3.2).
Таким образом Поставщик обязался передать Заказчику товар в срок до 22.05.2023 г.
- Поставщик обязан осуществить за свой счет доставку Товара до места поставки Товара, указанного в п. 3.1. Контракта, в соответствии с условиями и в сроки, предусмотренные Контрактом, Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), и осуществить собственными силами и средствами разгрузку Товара (п. 4.1.1).
- Поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом (п. 4.1.2).
- Товар должен сопровождаться следующими необходимыми документами, подтверждающими надлежащее качество товара: сертификаты соответствия и (или) декларация соответствия ГОСТу Р 53331-2009 "Техника пожарная. Стволы пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний", паспорт и (или) руководство по эксплуатации, и (или) иные эксплуатационные документы. Все предоставляемые вместе с товаром документы должны быть на русском языке, позволяющими идентифицировать поставляемый товар (п. 5.5).
- Поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого Товара в период гарантийного срока. Срок гарантии на поставляемый Товар должен составлять не менее 12 месяцев. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня подписания Заказчиком документа о приемке (п. 5.6).
- Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N44-ФЗ от 05.04.2013 года и действует по 31 декабря 2023 г.
Приложением N 1 к контракту предусмотрена на поставку пожарно-технического вооружения: ствол пожарный ручной (далее - Товар) в количестве 113 штук.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Статьёй 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
Статьёй 506 ГК РФ предусмотрено, что по договору поставки подрядчик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Нарушение договора поставки подрядчиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок и неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
В материалы дела представлены следующие документы, подтверждающие недобросовестность Поставщика:
- Сертификат соответствия N 0001302, подтверждающий, что продукция: стволы пожарные ручные РСП-50, РСП-70, РСК-50, РСКЗ-70 по ТУ 4854-001-10661317-94 с 7 изм. соответствуют требованиям (срок действия с 12.02.2016 по 11.02.2021);
- Информационное письмо от 07.04.2023 N 124 согласно которому АО "Арзамасский завод "Легмаш" (Производитель) оформляет договор о сертификации пожарных ручных стволов РСП-50, РСП-70, РСК-50, РСКЗ-70 по ТУ 4854-001-10661317-94, стволов РС-50А, РС-70А по ТУ 4854-013-10661317-2000, РС-50А.01 по ТУ 4857-035-10661317-2016. Ориентировочный срок окончания сертификационных работ - июль 2023 г.;
- Информационное письмо от 02.08.2023 N 244 согласно которому АО "Арзамасский завод "Легмаш" (Производитель) оформляет договор о сертификации пожарных ручных стволов РСП-50, РСП-70, РСК-50, РСКЗ-70 по ТУ 4854-001-10661317-94, стволов РС-50А, РС-70А по ТУ 4854-013-10661317-2000, РС-50А.01 по ТУ 4857-035-10661317-2016. Ориентировочный срок окончания сертификационных работ - декабрь 2023 г.;
- Письмо Поставщика о сроках поставки товара от 17.10.2023 г. исх. N 24 в адрес Заказчика, согласно которому Поставщик гарантировал поставить товар в срок до 25.10.2023 г.;
- Письмо Заказчика от 18.10.2023 г. исх. N 1-1595-23 в адрес Поставщика, согласно которому Заказчик отметил отсутствие получения товара Заказчиком по Контракту, уведомил Поставщика о необходимости поставить товар по Контракту в течение 10 календарных дней с момента получения данного требования;
- Письмо Поставщика от 14.11.2023 г. исх. N 28 в адрес Заказчика, согласно которому Поставщик гарантировал поставить товар в срок до 25.12.2023 г.;
- Мотивированный отказ Заказчика от подписания документа о приёмке от 16.11.2023 г. N 1-1149-23, согласно которому в ходе приёмки поставленного 14.11.2023 товара установлено, что Поставщиком не представлен действующий сертификат соответствия ГОСТу Р 53331-2009 "Техника пожарная. Стволы пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний", в соответствии с чем Заказчиком принято решение об отказе в подписании приёмки и установлении срока устранения выявленных недостатков в течение 10 календарных дней.
- Письмо Заказчика N 1-1832-23 от 01.12.2023 г. в адрес Поставщика, в содержании которого Заказчик отметил, что нарушения условий п. 5.5 Контракта, изложенных в Мотивированном отказе от подписания документа о приёмке от 16.11.2023 г. N 1-1149-23, Поставщиком не устранены. Вместе с тем, ввиду отсутствия ответа Поставщика на Мотивированном отказе от подписания документа о приёмке от 16.11.2023 г. N 1-1149-23, Заказчик потребовал от Поставщика забрать товар, поставленный без необходимых сопроводительных документов и осуществить поставку товара в соответствии с требованиями условий Контракта в течение 5 рабочий дней со дня получения данного уведомления.
Учитывая, что Поставщик не поставил товар в установленный срок с предоставлением сертификата соответствия ГОСТу Р 53331-2009 "Техника пожарная. Стволы пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний", Заказчиком 12.12.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (Приложено в материалы дела).
Поставщиком в адрес Заказчика направлено Письмо от 22.12.2023 г. N 34, в котором Поставщик отметил отсутствие возможности поставки товара с приложением соответствующего сертификата соответствия в связи с увеличением срока оформления договора по сертификации пожарных ручных стволов РСК-50 Производителем, вместе с тем Поставщик гарантировал поставку товара с приложением соответствующих сертификатов соответствия в срок до 27.12.2023, просил отменить решение об односторонне отказе от исполнения контракта.
Заказчиком на Письмо Поставщика от 22.12.2023 г. N 34 направлен ответ Письмом от 28.12.2023 г. N 1-2023-23 в соответствии с которым в связи с тем, что установленное Заказчиком нарушение п. 5.5 Контракта не было устранено в установленный законом срок Заказчиком не усматривалось оснований для отмены Решения об односторонне отказе от исполнения контракта; Решение об односторонне отказе от исполнения контракта вступило в силу 25.12.2023 г. Кроме того, Заказчик также отметил, что гарантия Поставщика поставить товар с предоставлением соответствующих сертификатов соответствия в срок до 27.12.2023 не была исполнена.
Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у Заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, учитывая требования части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта определено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 12.12.2023 было направлено заказчиком в адрес Поставщика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено обществом в тот же день. Таким образом, датой надлежащего уведомления является 12.12.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 25.12.2023.
Соответственно 25.12.2023 от 21.04.2023 N 72 на поставку пожарно-технического вооружения расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
Необходимо отметить, что ООО "ТехноЛайн", подавая заявку на участие в закупке, согласилось со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика.
Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.
При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку:
- заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения государственных (муниципальных) нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность Заказчика в исполнении Поставщиком договора;
- невозможность Поставщика исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что Поставщик (Исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а, следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок;
- документы, подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены;
Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела не установлено, что Заказчик своими действиями как-либо препятствовал Поставщику надлежащим образом исполнять обязательства по контракту, а именно, необоснованно отказывал в приемке поступающего товара, препятствовал допуску Поставщика к месту поставки товара и т.п. Наоборот, материалы дела содержат переписку, как Заказчика, так и Поставщика, то есть, Заказчик фактически выходил на связь с Поставщиком, отвечал на все письма, учитывая при этом, что Заказчиком действительно неоднократно в адрес поставщика направлялись ответы на ранее поступившие обращения, однако к какому-либо положительному результату указанные действия не привели.
Действия Поставщика, выразившиеся в неисполнении условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае Победителем закупки условий Контракта, приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта в материалы дела не представлено.
Не все действия Поставщика могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий поставщика в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы (оказанной услуги), то есть с полностью поставленным товаром соответствующего условиям контракта, который имеет надлежащее качество, в требуемый по договору срок, а не с действиями, предшествующими достижению результата поставки. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки Заказчиком поставленного товара в полном объеме.
Заказчик был лишен требуемого по контракту результата - полностью поставленного товара соответствующего условиям контракта, что повлекло отсутствие полного обеспечения государственных нужд.
Добросовестными возможно признать действия поставщика исключительно в случае, если поставленный товар успешно прошел приемку заказчика, указанный товар был согласован заказчиком и представленный поставщиком товар может поставляться в адрес заказчика, в противном случае, если требуемый товар не поставлен, либо товар поставлен, но не прошел приемку у заказчика ввиду отсутствия требуемых обязательных сопроводительных документов и поставленный товар не соответствует условиям контракта, в этом случае, действия поставщика должны признаваться недобросовестными.
На момент поставки партии товара в адрес Заказчика вышеуказанный сертификат соответствия отсутствовал.
Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования части 13 статьи 95, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, по сути предусматривают специальную норму о пресекательном десятидневном сроке, в течение которого, поставщик обязан со своей стороны устранить ранее выявленные нарушения условий муниципального контракта.
Требования части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе являются правовой гарантией для самого поставщика (подрядчика, исполнителя) по устранению нарушений условий контракта, вызвавших необходимость принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ" предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа во включении информации в РНП в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 Комиссией Тюменского УФАС России не установлены.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" предусмотрено, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Поскольку требования чрезвычайности и непредотвратимости отсутствовали, в этой связи у Заказчика отсутствовали правовые основания для расторжения государственного контракта по соглашению сторон.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает, что Поставщик не мог предусмотреть обстоятельств ставших причиной невозможности поставки товара и что это было непреднамеренно сделано, поскольку по мнению Комиссии Тюменского УФАС России данное обстоятельство как раз находилось в зоне прямой ответственности именно поставщика, который обязан был исполнять требования государственного контракта и законодательства о техническом регулировании в части обеспечения соответствия поставляемого товара по качеству. Не подтверждение поставщиком факта соответствия поставляемого товара по качественной характеристике (требованиям ГОСТ) ввиду непредставления действующего сертификата соответствия требованиям ГОСТ является существенным нарушением условий государственного контракта, влекущим безусловную невозможность для заказчика в приемке поставленного товара.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сертификат соответствия включает в себя: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия; информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Частью 50 статьи 147 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен после ее поставки, продажи в течение срока годности (службы), в течение которого изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению. Если срок изготовителем не установлен, то для данной продукции сертификат действителен в течение 1 года после даты окончания его действия. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции.
Использование Заказчиком поставленного товара, который не подтвержден сертификатом и и(или) декларацией соответствия влечет за собой риск использования некачественного товара который может привести к срыву мероприятий, которые осуществляет заказчик в ходе осуществления свой деятельности.
Оценивая в рассматриваемом случае действия Поставщика в рамках исполнения обязательств по контракту в их совокупности и взаимосвязи, следует признать, что Поставщиком не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для исполнения заключенного контракта, что исключает возможность применения к спорной ситуации пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ.
В рамках правоотношений в сфере поставок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд участник закупки обязан предвидеть все возможные трудности, которые могут возникнуть в ходе исполнения обязательств по контракту в целях его надлежащего исполнения. Подавая заявку на участие в закупке, поставщик обязан спрогнозировать и оценить все возможные риски с целью избежать возможных неблагоприятных последствий и проявить должную степень заботливости и осмотрительности, адекватно и объективно оценивать свои реальные возможности по участию в закупке с целью дальнейшего достижения цели закупки и исполнения договорных обязательств (статья 12 Закона о контрактной системе) которую заказчик преследовал изначально, когда закупка осуществлялась.
Несмотря на то, что Поставщиком допущена просрочка в поставке требуемого товара по контракту (22.05.2023 г.), Заказчик со своей стороны предоставлял поставщику дополнительное время (до 25.12.2023 г.) и возможность чтобы поставщик мог осуществить поставку требуемого товара по контракту с действующим сертификатом соответствия.
Учитывая, что факт существенного нарушения условий государственного контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ранее выявленные заказчиком нарушения условий контракта поставщиком не устранены). Заказчиком отказано в приемке поставленного товара, о чем размещена информация в ЕИС в сфере закупок. Преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена. Кроме того, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено, что заказчик своими действиями как-либо препятствовал поставщику надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, обстоятельства возникновения непреодолимой силы в ходе рассмотрения дела Комиссией Тюменского УФАС России также не установлены, в этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО "ТехноЛайн".
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ТехноЛайн" (ИНН 5919031340, Юридический адрес: ул. Дзержинского, д. 24, кв. 31, Красновишерский г.о., Пермский край, 618592), Директора и учредителя Хохлова Сергея Валерьевича (ИНН 594101617790) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта поставки стволов пожарных ручных, заключённого по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003423001878), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТехноЛайн" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 января 2024 г. N РНП-72-214/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024