Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "НЕРЮНГРИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее также - ГБУ РС (Я) "НЕРЮНГРИНСКАЯ ЦРБ", заказчик): (представитель по доверенности);
уполномоченного учреждения ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЦЕНТР ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (далее - ГКУ РС (Я) "ЦЕНТР ЗАКУПОК РС(Я)", уполномоченное учреждение): (представитель по доверенности);
в отсутствии:
заявителя индивидуального предпринимателя Сысоева Константина Владимировича (далее - ИП Сысоев К.В., заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу посредством web-видеоконференции ИП Сысоева К.В. на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "НЕРЮНГРИНСКАЯ ЦРБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" (извещение N 0816500000623023131), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Сысоева К.В. на действия заказчика.
Из сути жалобы ИП Тожибаева З.П. следует:
1. Заказчиком допущено нарушение в части не установления описания объекта закупки согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в структурированном виде в извещении о проведении закупки.
2. Заказчиком допущено нарушение в части не установления обязательных требований согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из пояснений представителя заказчика следует, что с доводами жалобы не согласна.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Якутского УФАС России, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623023131 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "Фабрикант" - 13.12.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 737 640,64 рублей;
4. По окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя частично обоснованной по следующим основаниям.
Довод жалобы в части того, что заказчиком допущено нарушение в части не установления описанияуч объекта закупки согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в структурированном виде в извещении о проведении закупки, признан необоснованным на основании следующего:
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Абзацем 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) установлено, что при проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытыхучре электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.
Согласно пункту 1.4 письма Минфина России от 18.12.2023 N 24-01-10/122331 "О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке" (далее - Письмо Минфина N 24-01-10/122331), установлено что реализация положений пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не означает, что все описание объекта закупки следует осуществить исключительно в рамках характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В частности, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки могут использоваться иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, которые в свою очередь не относятся к характеристикам, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и, соответственно, не подлежат указанию в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в "структурированном виде". В этой связи вопросы, касающиеся порядка выполнения работы, оказания услуги, периодичности ее оказания, не являются непосредственно функциональными, техническими, качественными характеристиками закупаемой работы, услуги, в связи с чем могут быть указаны в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в полном описании объекта закупки, включаемом в извещение об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в качестве приложения.
Так согласно сведениям, представленным в ЕИС заказчиком установлено следующее:
Приложение к извещению "Описание объекта закупки" составлено по содержанию статьи 33 Закона о контрактной системе с учетом потребностей заказчика и приложено отдельным файлом в ЕИС.
Таким образом, довод жалобы в части не установления описание объекта закупки согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в структурированном виде в извещении о проведении закупки, признан необоснованным.
Довод жалобы в части того, что заказчиком допущено нарушение в части не установления обязательных требований согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего:
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта;
на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с позицией 14 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" с начальной (максимальной) ценой контракта 2 737 640,64 рублей.
Частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В соответствии с частью 8 статьи 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.
Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно положениям, части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) в том числе определено:
- здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
- система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусорудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Исходя из системного анализа вышеуказанных положений, следует что в рамках данного контракта, заключаемого по результатам данной закупочной процедуры, осуществляется техническое обслуживание.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиция 14 приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 2 737 640,64 рублей.
Поскольку НМЦК превышает 1 млн. руб., а объектом закупки является техническое обслуживание, то Заказчику необходимо устанавливать к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчиком в Извещении не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего к участникам закупки дополнительные требования в извещении, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571, нарушают часть 2 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба ИП Сысоева К.В. признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Сысоева К.В. на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "НЕРЮНГРИНСКАЯ ЦРБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" (извещение N 0816500000623023131) частично обоснованной. Довод жалобы в части того, что заказчиком допущено нарушение в части не установления обязательных требований согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, признан обоснованным.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "НЕРЮНГРИНСКАЯ ЦРБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" (извещение N 0816500000623023131) нарушившим часть 2 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что закупка не состоялась.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 декабря 2023 г. N 014/06/49-1850/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024