Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Хатановой М-С.Т. - врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
Шестаковой Э.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Долгуновой А.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ГОРНЫЙ УЛУС" РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (далее также - АДМИНИСТРАЦИЯ МР "ГОРНЫЙ УЛУС" РС(Я)", заказчик): Семенова А.Д., Протопопов А.В. (представители по доверенностям);
от заинтересованного лица акционерного общества "Сахаавтодор" (далее также - АО "Сахаавтодор", заинтересованное лицо, исполнитель): Ефимов Г.Г (слушатель);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи обращение, представленное заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МР "ГОРНЫЙ УЛУС" РС(Я)" об участнике закупки АО "Сахаавтодор" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на завершение строительно-монтажных работ по объекту: "Водоснабжение в с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (ИКЗ: 233141100356014110100100770010000414), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МР "ГОРНЫЙ УЛУС" РС(Я)" об участнике закупки АО "Сахаавтодор" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на завершение строительно-монтажных работ по объекту: "Водоснабжение в с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (ИКЗ: 233141100356014110100100770010000414).
28 декабря 2023 года в Якутское УФАС России поступило ходатайство от АО "Сахаавтодор" о переносе рассмотрения настоящего дела, в связи с чем рассмотрение было перенесено и назначено на 09.01.2023 г в 16:00, о чем сторонам было направлено уведомление о переносе.
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта явилось неисполнение АО "Сахаавтодор" обязательств, предусмотренных контрактом.
Из письменных пояснений заинтересованного лица следует, что ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом явились следующие обстоятельства:
1. Не утверждённый Заказчиком проект производства работ;
2. На объекте производства работ наблюдались независящие от подрядчика природные свойства грунта, а именно, сильное обводнение грунта, что сильно затрудняло проведение работ и существенно влияло на срок и качество производимых работ;
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) 28.06.2023 г. на основании постановления главы Муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) N49-1/01-02 от 29.03.2022 г. и распоряжения главы муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) N537/01-01-02 от 09.06.2023 г между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт на завершение строительно-монтажных работ по объекту: "Водоснабжение в с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (номер контракта N 2-23 ЕП).
2) 05.12.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3) 18.12.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включить сведения об участнике закупки АО "Сахаавтодор" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
28.06.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт на завершение строительно-монтажных работ по объекту: "Водоснабжение в с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (номер контракта N 2-23 ЕП).
Согласно разделу 2 "Предмет Контракта", муниципального контракта установлено следующее:
"2.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство в установленный настоящим Контрактом срок завершить строительно-монтажные работы на объекте: " Водоснабжение в с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия)", (далее - Объект) в соответствии с условиями настоящего Контракта, проектной документацией, обоснование начальной максимальной цены Контракта (Приложение N1), ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N2), графиком выполнения строительно-мо1ггажных работ (Приложение N3) и Описанием объекта закупки (Приложение N6), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта, и передать результат работ Заказчику.
2.2. Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях настоящего Контракта.
2.3. По поручению Заказчика Подрядчик принимает на себя выполнение всех Работ, предусмотренных Контрактом, включая возможные Работы, прямо в нем не упомянутые, но необходимые для выполнения работ на Объекте и выполнения обязательств по настоящему Контракту.
2.4.В случае необходимости в установленном законом порядке Стороны вправе заключить дополнительное соглашение к настоящему Контракту, в котором согласуют необходимые дополнительные условия выполнения работ.
2.5.Идентификационный код закупки: 233141100356014110100100770010000414
2.6.Место выполнения работ: с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия)."
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 19 муниципального контракта, установлено следующее:
"19.5. Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работ, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. 'Заказчик также обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
19.6. 'Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
19.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта."
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 05.12.2023 (далее - Решение).
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.4. Контракта указано, что Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьи 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
05.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
06.12.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вручено лично нарочно, о чем свидетельствуют личная подпись Подрядчика о получении решения.
18.12.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
28.06.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт на завершение строительно-монтажных работ по объекту: "Водоснабжение в с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (номер контракта N 2-23 ЕП).
Согласно пункту 7.1. Контракта оплата по контракту производится с авансовым платежом в размере 30% от цены контракта;
Авансовый платеж был перечислен заказчиком платежными поручениями N1874 от 13.07.2023 г., N2306 от 27.07.2023 г. и N2493 от 10.08.2023 г. (копии документов прилагаются);
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта содержание, этапы и сроки выполнения работ определяются в соответствии с согласованным сторонами графиком выполнения строительно-монтажных работ и графиком оплаты выполненных по контракту работ, являющимся неотъемлемой частью Контракта (приложение N 3, 4 к Контракту);
При этом, заказчиком 01.09.2023 г. в адрес подрядчика было направлено письмо исх. N 2095/01-14 от 01.09.2023 г. где заказчика требует в срок до 04.09.2023 года предоставить согласованную с ФБУ "Росстройконтроль" график производства работы.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что у подрядчика к контракту имелся примерный график выполнения строительно-монтажных работ по которому подрядчиком была произведена часть на работы на сумму аванса в размере 24643804,08 рублей.
Из письменных пояснений заинтересованного следует, что согласно п. 4.1.3. контракта основанием для начала производства работ на Объекте является утвержденный Заказчиком проект производства работ. Подрядчику запрещается приступать к работам на Объекте до момента утверждения Заказчиком проекта производства работ. Проектная документация передана от Заказчика к АО "Сахаавтодор" 21 ноября 2023 года.
Со стороны Заказчика были направлены следующие претензионные письма подрядной организации АО "САХААВТОДОР" с подтверждающими доказательствами о направлении в виде скриншота (Цифровая копия изображения на экране монитора компьютера) с электронной почты АО "САХААВТОДОР" (прилагаются):
1. 10.08.2023 N 1927/01-14;
2. 25.08.2023 N 2039/01-14;
3. 01.09.2023 N 2095/01-14;
4. 23.10.2023 N 2599/01-14;
5. 03.11.2023 N2706/01-24;
6. 30.11.2023 N 2964/01-14;
7. 05.12.2023 г. N3017/01-14 Претензия об уплате неустойки (штрафа и пеней) в связи с нарушением сроков выполнения подрядных работ по контракту;
07.11.2023 г. АО "Сахаавтодор" обращался в Управление строительства и архитектуры администрации МР "Горный улус" с просьбой предоставить допущенный к производству рабочий проект, а также утвержденную проектно-сметную документацию к контракту. Однако, АО "Сахаавтодор" так и не были получены указанные документы.
Также в письменных пояснениях заинтересованное лицо пояснило, что на объекте производства работ наблюдались независящие от подрядчика природные свойства грунта, а именно, сильное обводнение грунта, что сильно затрудняло проведение работ и существенно влияло на срок и качество производимых работ, о чем АО "Сахаавтодор" извещало заказчика и экспертную организацию ООО "СтройЭксперт": письмо Исх.N104 от 17.10.2023 г., Исх.N122 от 20.11.2023 г. (копии приложены)
АО "Сахаавтодор" предоставлены заказчику акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что работы не были приняты в связи с тем, что отсутствовали согласованные с ФБУ "РосСтройКонтроль" акты, формы КС-2 и исполнительные документации.
05.12.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.12.2023 г. Заинтересованным лицом от ООО "СтройЭксперт" было получено письмо с указанием прекратить строительно-монтажные работы в связи с сильным обводнением грунта.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика подтвердил, что на объекте производства работ действительно обводнение грунта, при этом отметил, что подрядчиком могли выполняться другие работы, предусмотренные контрактом.
18.12.2023 г. контракт расторгнут.
Как следует из материалов дела заинтересованным лицом были приняты меры к исполнению контракта, что отражается в предоставленных документах.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России
р е ш и л а:
сведения, представленные заказчиком АДМИНИСТРАЦИЕЙ МР "ГОРНЫЙ УЛУС" РС(Я)" об участнике закупки АО "Сахаавтодор" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на завершение строительно-монтажных работ по объекту: "Водоснабжение в с. Бердигестях Горного улуса Республики Саха (Якутия) (ИКЗ: 233141100356014110100100770010000414) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии М-С.Т. Хатанова
Члены комиссии: С.Е. Петрова
Э.А. Шестакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 января 2023 г. N 014/06/104-14/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024