Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе):
_. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя комиссии отдела контроля закупок Якутского УФАС;
_ - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_ - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" (далее - Администрация МО "Город Нерюнгри", заказчик_., _. (представители по доверенностям);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Сахаремстрой" (далее ООО "Ростройпроект", заинтересованное лицо): _ (представитель по доверенности),
представленное заказчиком МОБУ СОШ N7 городского округа "город Якутск" об участнике закупки ООО "Ростройпроект" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации по инженерному обеспечению (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение, дорожная сеть) на отмежеванные участки в квартале "П" МО "Город Нерюнгри" (изв. 0116300000323000006), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее- Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком МОБУ СОШ N7 городского округа "город Якутск" об участнике закупки ООО "Ростройпроект" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации по инженерному обеспечению (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение, дорожная сеть) на отмежеванные участки в квартале "П" МО "Город Нерюнгри" (изв. 0116300000323000006).
Из обращения заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, явилось нарушение условий контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 06.03.2023 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системе (Далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116300000323000006 на оказание услуг по разработке проектной документации по инженерному обеспечению (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение, дорожная сеть) на отмежеванные участки в квартале "П" МО "Город Нерюнгри".
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 4 999 999,00 рублей;
3) 15.03.2023 года согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭА1, принято решение заключить контракт с ООО "Ростройпроект" со сроком исполнения до 30.11.2023 г.
4) 27.03.2023 между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт 01163000003230000060001/010А на сумму 4 999 999,00 рублей.
4) 13.12.2023 заказчиком принято решение о расторжении контракта.
5) 26.12.2023 контракт был расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Ростройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе указано, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно разделу 1 "Предмет Контракта", муниципального контракта от 27.03.2023 г. установлено следующее:
1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом Исполнитель обязуется оказать услуги по разработке проектной документации по инженерному обеспечению (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение, дорожная сеть) на отмежеванные участки в квартале "П" МО "Город Нерюнгри" (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги.
1.2. Состав и объем Услуг, иные данные об Услуге определяются приложением N1 к Контракту.
1.3. Место оказания Услуг: Республика Саха (Якутия) Территория муниципального образования "Город Нерюнгри"
1.3.1. Результаты Услуг по контракту, должны быть предоставлены по месту нахождения Заказчика по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пр. Дружбы Народов д. 21 (приемная).
1.4. Цена Контракта составляет 4 999 999,00 (четыре миллион девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять) рублей 00 копеек (НДС не облагается в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения).
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом, Законом о контрактной системе 44-ФЗ или законодательством Российской Федерации. Цена контракта включает в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы и другие обязательные платежи, которые Исполнитель должен выплатить в связи с выполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством РФ. В случае если контракт заключается с Исполнителем, не являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
Источник финансирования Контракта:
- Средства местного бюджета МО "Город Нерюнгри".
1.5. Сроки оказания Услуг: с момента заключения Контракта до 31 октября 2023 года.
1.6. Исполнитель гарантирует, что он обладает всеми необходимыми правами на оказание Услуг по Контракту и обязуется поддерживать их в силе в течение срока действия Контракта.
Согласно разделу 2 "Порядок сдачи и приемки Услуг", муниципального контракта от 27.03.2023 г. установлено следующее:
2.1. Все Услуги по настоящему Контракту Исполнитель выполняет по согласованию с производственно-техническим отделом МКУ УГХ г. Нерюнгри. Исполнитель тщательно изучил и проверил документацию и полностью ознакомлен со всеми условиями, связанными с выполнением Услуг, и принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения Услуг.
Исполнитель не позднее 3 (трёх) рабочих дней со дня окончания оказания услуг, направляет в адрес Заказчика уведомление о готовности результата Услуги к сдаче.
2.1.1 Исполнитель не позднее 3 (трёх) рабочих дней после окончания оказания Услуг формирует с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица (далее - ЭП), имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в контракт
- идентификационный код закупки,
- наименование, место нахождения заказчика,
- наименование объекта закупки,
- место поставки товара, оказания услуги,
- информацию о Исполнителе,
- единицу измерения выполненной Услуги;
б) наименование выполненной Услуги;
в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при оказании закупаемых услуг);
г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых Услуг, оказании закупаемых услуг);
д) информацию об объеме выполненной Услуги;
е) стоимость исполненных Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу выполненной Услуги;
ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 44 Федерального закона;
2.1.2 к документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке;
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
12.1. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно разделу 9 "Порядок расторжения Контракта", муниципального контракта от 27.03.2023 г. установлено следующее:
9.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ и положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. При осуществлении нарушений условий Контракта Исполнителем:
- в случае просрочки начала или окончания выполнения Услуг более чем на 10 дней;
- в случае неоднократного нарушения условий Контракта;
- в случае отступления Исполнителя в Услуге от условий Контракта или иные недостатки результата Услуги, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- в случае, если Исполнитель не приступил к выполнению Услуг в установленные сроки или выполняет Услугу настолько медленно, что окончание ее к установленному Контрактом сроку становится явно невозможным;
- в случае наличия однократного и (или) более факта нарушения Исполнителем сроков выполнения Услуг в соответствии с графиком производства Услуг.
- в случае отступления Исполнителя при выполнении Услуг от условий Контракта или при наличии иных недостатков результата Услуг, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик, руководствуясь частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе 13.12.2023 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в тот же день решение размещено в ЕИС.
Согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта направлено 13.12.2023 г., в этот же день успешно доставлено в личный кабинет поставщика;
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку заинтересованным лицом не предпринимались меры по исполнению контракта, заказчиком контракт был расторгнут 26.12.2023 г.
Таким образом, комиссия приходит к выводу, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
27.03.2023 между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт 01163000003230000060001/010А.
17.04.2023 г. заинтересованное лицо направило в адрес заказчика письмо N 345 о том, что для получения технических условий от ресурсоснабжающих организаций, требуется предоставить копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором размещен объект проектирования. Поскольку указанные документы не были представлены Заказчиком, работы по Контракту были приостановлены на основании ст. 716, 719 ГК РФ, а также просили содействия при получении технических условий либо предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок.
20.04.2023 г. заказчик направил в адрес заинтересованного лица ответ N22118-08 на письмо N345 о том, что состоялось совместное совещание с представителями ресурсоснабжающих организаций по вопросу выдачи технических условий на подключение к сетям тепло-, водо-, электроснабжения и канализации проектируемых инженерных сетей квартала "П". По результатам проведенного совещания отмечена высокая социальная значимость контракта и недопустимость срыва сроков его исполнения по причине отсутствия данных от ресурсоснабжающих организаций.
23.05.2023 г. заказчик направил в адрес заинтересованного лица письмо N 2960-08 о направлении технических условий на подключение к сетям теплоснабжения N11 от 15.05.2023 г., выданные СП "Нерюнгринская ГРЭС АО "ДГК".
29.08.2023 г. заказчик направил в адрес заинтересованного лица письмо N5321-08 о направлении технических условий на подключение у централизованной системе холодного водоснабжения, предоставление АО "НГВК".
10.10.2023 г. заинтересованное лицо в адрес заказчика направило письмо N 777 о направлении полного комплекта отчетов по всем инженерным изысканиям, уведомило о доработке проектно-сметной документации.
24.10.2023 г. заинтересованное лицо в адрес заказчика направило письмо N 829 о согласовании проектной документации.
24.10.2023 г. заказчик направил в адрес заинтересованного лица ответ N 6749-08 на письмо N777 от 10.10.2023 г. о выявленных замечаниях на инженерные изыскания.
26.10.2023 г. заказчик направил в адрес заинтересованного лица претензию N6899-08 о том, что не предоставлен проект электроснабжения, отсутствует сметная документация по всем видам разрабатываемой проектной документации, отсутствует информация о прохождении экспертизы.
При этом заказчиком указано, что более детального рассмотрения предоставленных документов, и согласования их с ресурсоснабжающими и сетевыми организациями требуется значительно большее время, чем 7 дней до окончания срока исполнения услуг по муниципальному контракту.
30.10.2023 г. заказчик направил в адрес заинтересованного лица письмо N 6859-08 о предоставлении документации по выполненным инженерным изысканиям, а также разработанную рабочую и проектную документацию, согласно муниципальному контракту.
07.11.2023 г. заказчик направил в адрес заинтересованного лица претензию N 7124-08 о том, что не предоставлен проект инженерной системы электроснабжения, отсутствует сметная документация по всем видам разрабатываемой проектной документации, отсутствует информация о прохождении экспертизы, отсутствуют проектные решения по организации освещения дорог и устройству контейнерных площадок для твердых коммунальных отходов. Также не направлен пакет документов с внесенными корректировками по ранее выявленным замечаниям.
08.12.2023 г. заинтересованное лицо направило в адрес заказчика письмо N 974 о направлении на согласование проектную документацию.
13.12.2023 г. заинтересованное лицо направило в адрес заказчика письмо N 997 о направлении на согласование проектную документацию.
13.12.2023 заказчиком принято решение о расторжении контракта.
14.12.2023 г. ООО "Ростройпроект" направило письмо Заказчику о несогласии с его решением, поскольку нарушение сроков выполнения работ по Контракту возникло не по вине подрядчика, основная часть работ по Контракту фактически выполнена.
26.12.2023 г. контракт был расторгнут.
На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица пояснило, что основанием для неисполнения заинтересованным лицом обязательств по контракту явились обстоятельства, препятствующие исполнению контракта в установленный срок, а именно позднее предоставление исходных данных, долгое согласование Заказчиком плана посадки зданий, а также необходимость проведения дополнительных работ по Контракту.
На срок выполнения работ также повлияло долгое согласование Заказчиком плана организации дорожного движения (ОДД) (направленный письмом N406 от 18.05.2023) и плана сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, и электрические сети (письмо N507 от 06.07.2023).
Отсутствие согласования указанных планов остановило весь процесс доработки проектной документации. По данной причине работы приостанавливались также письмом N550 от 25.07.2023 г.
Из устных пояснений представителей заказчика следует, что заказчик не настаивает на включении сведений об участнике закупке ООО "Ростройпроект" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально резюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком МОБУ СОШ N7 городского округа "город Якутск" об участнике закупки ООО "Ростройпроект" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации по инженерному обеспечению (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение, дорожная сеть) на отмежеванные участки в квартале "П" МО "Город Нерюнгри" (изв. 0116300000323000006) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 января 2024 г. N 014/06/104-29/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024