Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленные Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращения о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "Риарден" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленного в Ленинградское УФАС Заказчиком обращения следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 94321 от 09.11.2023 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт здания Дворца культуры ГБУК ЛО ДНТ, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, микрорайон Лучки, пл. Ленина, д.1" (далее - Контракт).
Из материалов дела следует, что 11.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 8.2 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть, расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работ по объекту: "Капитальный ремонт здания Дворца культуры ГБУК ЛО ДНТ, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, микрорайон Лучки, пл. Ленина, д.1" (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
По Контракту:
1.2. Работы выполняются в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту), смета контракта (Приложение N 3 к Контракту), требованиями законодательства Российской Федерации, установленными для данного вида работ, а также условиями настоящего Контракта.
1.3. Место выполнения работ: Ленинградская область, г. Сланцы, микрорайон Лучки, пл. Ленина, д. 1 (далее - Объект).
1.4. Срок выполнения работ:
Начало - с момента передачи строительной площадки (далее - Объект) по акту приема-передачи в работу Подрядчику.
Окончание - 20 декабря 2023 года.
1.4.1. Срок исполнения Контракта:
Начало - с даты заключения Контракта;
Окончание - не позднее 31 декабря 2023 года.
Срок исполнения Контракта включает в себя срок подписания Сторонами акта приема-передачи объекта в работу, срок выполнения работ, установленный в п. 1.4. Контракта, срок приемки выполненных работ, установленный в разделе 3 Контракта, срок оплаты выполненных работ, установленный в п. 2.5. Контракта.
Подрядчик по Контракту обязан, среди прочего:
- 4.1.1. Принять на себя обязательства выполнить предусмотренные Контрактом работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
- 4.1.2. В течение 2 (двух) рабочих дней со дня, следующего за днем получения от Заказчика проекта акта приема-передачи строительной площадки, а также документов, которые определены приложением к Контракту, являющимся его неотъемлемой частью, подписать указанный проект акта приема-передачи либо направить мотивированный отказ от его подписания с указанием причин такого отказа.
- 4.1.3. Выполнить работы, указанные в пункте 4.1.1 Контракта (далее - работы), в соответствии со следующей документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к работам требования, которая является неотъемлемой частью Контракта:
проектно-сметная документация (являющаяся приложением к Описанию объекта закупки);
иные документы, являющиеся неотъемлемой частью контракта.
- 4.1.4. Выполнить работы в сроки, установленные Контрактом.
- 4.1.5. Обеспечить безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
- 4.1.18. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ или иных независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
- 4.1.27. Выполнять иные обязательства, предусмотренные Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации при выполнении работ данного вида.
Согласно п. 8.1. Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует по 31.12.2023 (включительно) или до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Приложения, указанные в Контракте и являющиеся его неотъемлемыми частями:
Приложение N 1 Спецификация
Приложение N 2 "Описание объекта закупки";
Приложение N 3 "Смета контракта"
Из текста решения одностороннего отказа от исполнения Контракта следует, что оно принято Заказчиком 11.12.2022 в связи с тем, что Участник после передачи строительной площадки не приступил к исполнению обязательств.
Комиссия Ленинградского УФАС принимает данную позицию Заказчика, однако исходит из того, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Анализ судебной практики подтверждает, что нарушение исполнителем сроков выполнения работ, предусмотренных календарным графиком производства работ, может является основанием для принятия одностороннего отказа, но не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (Определение Верховного суда N 306-ЭС20-20447 от 24.12.2020 г.).
Таким образом, Комиссия не может руководствоваться исключительно доводами Заказчика о том, что работы не исполнены без оценки иных обстоятельств дела.
При этом, материалами дела подтверждается, что при исполнении Контракта Участник столкнулся с рядом сложностей, которые не зависели что привело к приостановке работ на основании норм Гражданского кодекса РФ.
1) Неблагоприятные погодные условия.
Из материалов дела следует, что строительная площадка передана Подрядчику по акту 14.11.2023.
22.11.2023 в адрес Заказчика поступило предложение Подрядчика о переносе работ на весенний период в связи с отрицательной температурой воздуха (исх. от 20.11.2023 N 01; вх. от 22.11.2023 N 01-5989/2023).
Ответным письмом от 27.11.2023 N 02-4216/2023 Заказчик потребовал незамедлительно приступить к выполнению работ.
27.11.2023 Общество направило уведомлении о приостановке работ на объекте со ссылкой на 716 ГК РФ (исх. от 27.11.2023 N 02; вх. от 27.11.2023 N 01-6064/2023).
05.12.2023 поступило письмо от Участника (исх. от 04.12.2023 N 03; вх. от 05.12.2023 N 01-6209/2023) о невозможности возобновить работы в связи с продолжающимися неблагоприятными погодными условиями.
11.12.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Участник ссылается, что исполнять обязательства при названных погодных условиях и гарантировать качество работ он не мог, в связи с чем сообщил об этом Заказчику.
Заказчик указывает, что Общество самостоятельно приняло на себя обязательства и знало все сроки и условия исполнения обязательств.
2) Задержка подписания проекта контракта в связи с поступлением жалобы.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 20.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба ИП Коваленко Михаил Сергеевич (вх. N 12929-ИП/23 от 27.10.2023).
31.10.2023 14:52 (МСК) Ленинградским УФАС России приостановлено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по жалобе
03.11.2023 вынесено решение о признании жалобы необоснованной.
09.11.2023 13:34 (МСК) Ленинградским УФАС России отменена приостановка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта по жалобе.
09.11.2023 стороны заключили Контракт.
Участник ссылается на то, что при обычном ходе закупки, заключение Контракта могло произойти ранее и в таком случае, возможно осуществить работы до наступления неблагоприятных погодных условий.
Заказчик указывает, что действительно жалоба на эту закупку поступала.
3) Действия третьего лица на объекте.
Площадка действительно была передана, однако Подрядчиком была сделана в ней отметка и Заказчику сообщено следующее:
Из пояснений Участника следует, что на площадке работал иной подрядчик по ряду вопросов, с которым у него возникли разногласия.
Из пояснений Заказчика следует, что велась переписка и вышеуказанные проблемы были обозначены третьей стороне, после чего, препятствий для работы на площадке двух подрядчиков не имелось.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 11.12.2022 размещено в ЕИС в этот же день и получено Участником https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=4072339.
Из пояснений Общества следует, что производство работ в период атмосферных осадков не допускается (наличие влаги приводит к снижению качества), зная все нормы и требования к ремонту, в том числе и требования нормативно-технических документов Участник при существующих неблагоприятных погодных условиях (низкая температура) обеспечить соответствие вышеуказанных требований Контракта не мог, при этом не отказывается от принятых на себя обязательств, как только погодные условия позволят производить работы, о чем сразу же был поставлен в известность Заказчик, в связи с чем просит не вносить сведения о нем в РНП.
Из пояснений Заказчика следует, что односторонний отказ принят им правомерно, поскольку Общество не приступило к работам, по вопросу соразмерности меры в виде включения сведений в РНП, представитель Заказчика оставил данный вопрос на усмотрение Комиссии.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым особо подчеркнуть, что в настоящем деле она полностью соглашается с позицией Заказчика о том, что у него действительно имелись основания принять решение об одностороннем отказе, так как материалами дела подтверждается, что участник приняв площадку не приступил к работам.
Вместе с тем, Комиссия исходит из того, что в том числе правомерно принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Комиссия Ленинградского УФАС России не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта, а также информировал Заказчика о препятствиях, возникших при выполнении работ.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Комиссия обращает внимание, что Участник воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом и Контрактом возможностью, обязательства по Контракту приостанавливал, письмом запросил у Заказчика возможность продления срока выполнения работ.
То есть, Комиссия в ходе анализа всех документов, представленных сторонами в материалы дела, констатирует, что Участник при возникновении трудностей, сообщил о них Заказчику, а также в последующем приостановил работы.
С учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссия не может исходить из того, что Исполнитель не приступил к обязательствам исключительно по причине недобросовестности, Комиссия учитывает, что действительно в Ленинградское УФАС России поступала жалоба, повлиявшая на срок подписания Контракта со стороны Заказчика и продлившая его, чего не мог предвидеть Участник.
Также, Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта, а последний оказывал его Обществу (ситуация с возникновением разногласий двух подрядчиков на площадке).
Комиссия считает, что само по себе непредставление результата работ Заказчику и факт того, что Участник не приступил к работам, в настоящем деле, не может свидетельствовать о безусловной необходимости включения сведений в РНП, поскольку в конечном счете, качество работ при данных погодных условиях не представлялось возможным достичь, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
В результате чего, совокупный анализ дела указывает на нецелесообразность, с учетом направленности действий Участника на исполнение Контракта, включать сведения о нем в РНП.
2) Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) закупках.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязательств по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин "недобросовестное поведение" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленного неисполнения Участником обязательств по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения, а также наличия вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на него обязательств.
То есть, рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Риарден" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 декабря 2023 г. N 047/10/104-4418/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024