Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчиков:
от Уполномоченного органа:
от Заявителя:
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 15462-ИП/23 от 25.12.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка перчаток на 2024-2025 год (1 лот)".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 04.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 84 302 705,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы, Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки. По мнению Заявителя, извещение содержит положения, ограничивающие конкуренцию, а именно требование по предоставлению характеристик на этапе подачи заявки, которые становиться известными по результатам испытания партии, включение в состав технического задания характеристик, не являющихся функциональными или техническим характеристиками товара, включение в состав документации характеристик, не определенных действующими стандартами, отсутствия обоснования данных характеристик.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлена позиция КТРУ- 22.19.60.119-00000008 с наименованием "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные".
Согласно описанию объекта (Приложение N1 к извещению) закупки Заказчиком предусмотрены, в том числе, следующие показатели: "Толщина (одинарная) в области ладони, мм", "Усилие при разрыве (до ускоренного старения), Н", "Удлинение при разрыве (до ускоренного старения), %".
По мнению Заявителя, согласно государственным стандартам (ГОСТ 52239) входят в показатели, определяемы по результатам испытаний (пункт 6.1., 6.3., ГОСТ 52239) и относятся к показателям, контроль которых осуществляется при производстве (приемки) каждой партии (пункт 5.1. ГОСТ 52239). Партия составляет от 35001 до 150000 шт. перчаток. В результате на момент подачи заявки нельзя определить конкретное значение по данным показателям и тем более поставлять в течении 2-х лет перчатки именно с данным показателем без лояльности со стороны заказчика невозможно. По результатам каждой поставке придется согласовывать приемку продукции с лучшими показателями, и не факт, что заказчик согласует.
Вместе с тем, признавая доводы жалобы необоснованными, Комиссия исходит из следующего.
Согласно положениям ст. 38 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ-323) на территории РФ разрешен оборот только зарегистрированных в установленном порядке медицинских изделий.
Постановлением Правительства РФ N 1416 от 27.12.2012 утверждены Правила регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
Пункт 4 Правил описывает основные понятия, согласно которым эксплуатационная и техническая документация, это документы, передаваемые производителем при регистрации медицинских изделий, в которых описаны их основные характеристики и параметры (п. 9 и п. 10 Правил).
В соответствии с пп. "з" п. 11 раздела 6 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.01.2017 N 11н "Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия" установлено, что эксплуатационная документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие должно содержать перечень применяемых производителем (изготовителем) медицинского изделия национальных стандартов.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что при регистрации медицинских изделий, производитель обязательно указывает в эксплуатационной документации, соответствие национальным стандартам.
В стандартах ГОСТ 52239-2004 используется параметр AQL (приемлемый уровень качества), проверка по которому производится в соответствии со стандартом ГОСТ 50779.1. Также, согласно указанным стандартам уровень AQL перчаток по размерам (длина, ширина и толщина и пр.) при уровне контроля S-2 должен быть не менее 4,0 (таблица 1 стандарта).
Учитывая изложенное, медицинские смотровые перчатки, которые производятся в части постоянства размеров перчаток (по длине, толщине и ширине) и прочностных характеристик (усилие и удлинение) должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 50779.71.
В соответствии с п. 11.1.1 ГОСТа Р 50779.71 при одноступенчатом выборочном плане контроля: если число несоответствующих единиц продукции превышает браковочное число или равно ему, партию признают неприемлемой.
Согласно Приложениям к ГОСТу Р 50779.71 (Таблица N II-a и Таблица N 1) при уровне контроля S-2 - AQL 4.0 число перчаток из партии, которое может отличаться от характеристик установленных производителем, при объеме выборки A, B и С (количество перчаток в выборке от 2 до 1200 шт.) при одноступенчатом нормальном контроле не может быть больше: 0. Если одна перчатка будет отличаться по толщине, длине или ширине, указанная партия признается бракованной. (0 - приемочное число, 1 - браковочное число).
При повышении уровня выборки до уровня Е (объем выборки свыше 500 000 шт.) при одноступенчатом нормальном контроле число перчаток, не соответствующих заданным производителем параметрам длины, толщины и ширины не может быть больше: 1. Если 2 перчатки будут отличаться по толщине, длине или ширине, указанная партия признается бракованной.
При изменении уровня контроля на усиленный или на ослабленный (таблицы II-В и II-С ГОСТа Р 50779.71) число бракованных единиц при партии свыше 500 000 шт. остается аналогичным - не более 1 единицы.
Таким образом, те или иные характеристики по длине, толщине перчаток, усилия и удлинения не могут иметь отличия при производстве отдельных партий. Даже при самой большой выборке - свыше 500 000 перчаток - число перчаток, которые могут отличаться по длине или толщине, не может быть больше 2 шт на партию свыше 500 000 шт. В противном случае, указанная партия с учетом правил национальной стандартизации признается бракованной.
Иными словами, производитель, устанавливая техническую документацию на перчатки, определяет, что у указанных перчаток будет определенный набор характеристик. В последующем, при производстве, на конечном этапе, проводя оценку соответствия готовых изделий по длине или толщине с учетом положений системы национальной стандартизации (соответствие которой производитель обязан указывать в эксплуатационной документации)- в ходе выборки, если производитель обнаружит, что 2 перчатки отличаются по характеристикам от заданного стандартна - он будет вынужден забраковать всю партию. При более меньшем объеме партии, брак (отличие от заданных характеристик) вообще не допустим.
В связи с чем, доводы о том, что указанные характеристики непостоянны и могут меняться и их надо каждый раз устанавливать в ходе испытаний не соответствуют правилам оборота медицинских изделий.
Таким образом, само установление характеристик, которые по государственному стандарту определяется в ходе испытаний, не означает, что подобные испытания нужно производить участником для указания этих характеристик в заявке, поскольку они могут быть взяты участником из документации на медицинской изделие, инструкцию производителя и т.д., что не требует закупать конкретные товары.
В соответствии с положением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки включает в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание в извещении об осуществлении закупки требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки для достижения поставленных целей.
Таким образом, Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик выполняемых работы, оказываемых услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Также, согласно Обзору судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Более того, Комиссия отмечает, что, потенциальному участнику закупки необходимо поставить (не изготовить) требуемый Заказчику товар, требования к которому предусмотрены описанием объекта закупки. В связи с чем, потенциальный участник закупки может приобрести необходимый товар с требуемым набором характеристик у производителей такой продукции на конкурентном рынке.
На заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе и более того препятствующих заполнению заявки.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких - либо ограничений по включению в извещение требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Таким образом, действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РС Медикал Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 9 января 2024 г. N 047/06/42-4444/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024