Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "РЕЗИДЕНЦИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 13.1/23 от 02.03.2023 на Выполнение работ по разработке Программы комплексного благоустройства городских микрорайонов Центр, Хохлово Поле, Киевский и Красноармейский муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области. Видение программы комплексного развития городских микрорайонов Центр, Хохлово Поле, Киевский и Красноармейский МО "Город Гатчина" по цене 4 000 000,00 рублей (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 08.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.3. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращений Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято на основании того, что на 08.12.2023 обязательства по Контракту по третьему этапу не соответствуют сути и требованию Контракта, в результате чего не приняты.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, на основании п. 1.2. Контракта Подрядчик обязуется своими силами и за свой счет в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к контракту) выполнить работы по разработке Программы комплексного благоустройства городских микрорайонов Центр, Хохлово Поле, Киевский и Красноармейский муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области. Видение программы комплексного развития городских микрорайонов Центр, Хохлово Поле, Киевский и Красноармейский МО "Город Гатчина" (далее-работы), а Заказчик обязуется принять их результат и уплатить указанную в договоре цену.
1.3. Результатом выполненной работы по контракту являются:
- Сбор и анализ данных для документального исследования (I - этап);
- Градостроительное исследование территории микрорайонов Центр, Хохлово поле, Киевский и Красноармейский МО "Город Гатчина". Выявление пользовательских пространств горожан (II-этап);
- Разработка концепции на основании 1-го, 2-го, 3-го этапа работ (III-этап).
Результатом выполненных работ являются итоговые отчеты по каждому этапу.
По Контракту:
3.1. Сроки выполнения работ:
- начало: с даты заключения Контракта.
- окончание: в течение 150 календарных дней со дня заключения контракта.
3.2. Сроки выполнения этапов работ и их стоимость определены настоящим пунктом и Графиком выполнения работ (Приложение N 4).
Этап 1. Сбор и анализ данных
Срок исполнения: не более 30 календарных дней со дня заключения контракта.
Работы в рамках этапа 1:
1. Выделение типологических участков по историческим, культурным и планировочным аспектах, для дальнейшего анализа территории. Выявление территорий, имеющих свой индивидуальный замысел, тематику и идею.
2. Сбор и обработка информации об объектах культурного наследия, микрорайонов Центр, Хохлово Поле, Киевский и Красноармейский МО "Город Гатчина".
3. Анализ архивной топосъемки.
4. Запрос инвентаризационных ведомостей зеленых насаждений, состоящих на балансе в районных садово-парковых хозяйствах, осуществляющих обслуживание исследуемых территорий.
Итог этапа - сводный отчет вводной информации исследования территории.
Этап 2. Градостроительное исследование территории микрорайонов Центр, Хохлово поле, Киевский и Красноармейский МО "город Гатчина". Выявление пользовательских пространств горожан.
Срок исполнения: 30 календарных дней со дня завершения (сдачи) этапа 1.
Работы в рамках этапа 2:
1. Сопоставление вводной информации и натурного исследования;
2. Составления отчета на основании фотофиксации участков исследования, с комментариями о проблемах и потенциалах территории;
3.Выявление существующих и обозначение (разработка) новых пешеходных связей, которые в дальнейшем могут объединиться в полноценные пешеходные пространства;
4. Визуальное исследование состояния дорожного покрытия, наличие парковочных мест для машин и велопарковок;
5. Выявление точек наибольшего скопления жителей, рекреационных нагрузок;
6. Исследование наличия опор освещения на исследуемой территории;
7. Визуальное выявление аварийных деревьев и составление рекомендаций по уходу и формированию существующего озеленения территории;
8. Составление перечня территорий микрорайонов Центр, Хохлово Поле, Киевский и Красноармейский МО "Город Гатчина" с учетом поэтапного формирования стратегии развития пространств.
Состав материалов проекта 2 этапа:
- результаты онлайн-анкетирования и опроса населения на местности;
- гипотезы и выводы о задачах и принципах развития территории;
- перечень потенциальных объектов благоустройств территорий микрорайонов Центр, Хохлово Поле, Киевский и Красноармейский МО "Город Гатчина" с нанесением границ на картографический материал.
- Результаты исследований необходимо представить в виде альбома (фотофиксация, описание исследований, планируемые мероприятия по благоустройству).
- Результаты исследований необходимо представить в виде презентации (в электронном виде).
Этап 3. Разработка концепции на основании 1 этапа.
Срок исполнения: 90 календарных дней со дня завершения (сдачи) этапа 2.
Работы в рамках этапа 3:
Планировочное решение по типологическим участкам на основании первого этапа работ, согласованного с заказчиком, с учетом существующего рельефа территории и дорожно-тропиночной сети (вид сверху).
1. Ведомость малых архитектурных форм.
2. Озеленение территории
3. Дизайн код территории
4. Предложения по детским - игровым, спортивным площадкам и зон отдыха, пергол, навесов, опор освещения, скульптур и т.д. (в зависимости от потребности на территории)
5. Создание визуализаций (не более 2 шт. на участок)
Итоговый состав документации:
Альбомы концепций по каждой разработанной территории согласно 1-му, 2-му, 3-му этапу работ.
2 экземпляра в печатном виде
1 экземпляр на электронном носителе
3.3. Датой окончания работ по контракту считается дата подписания Заказчиком акта приемки выполненных работ.
3.4. Место выполнения работ: Микрорайоны Центр, Хохлово Поле, Киевский и Красноармейский МО "Город Гатчина".
Согласно п 8.1. Контракт Настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его заключения и действует до 30 декабря 2023 года.
К Контракту прилагаются и являются неотъемлемой его частью:
Приложение N 1. Техническое задание.
Приложение N 2. Акт приёмки законченных работ.
Приложение N 3. Акт сдачи-приемки разработанной документации.
Приложение N 4. График выполнения работ.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает наличие существенного гражданско-правового спора между сторонами по качеству исполнения третьего этапа, оценку которому антимонопольный орган дать не в состоянии, однако позиции сторон заключаются в следующем:
Согласно доводам Заказчика:
1 этап. Сбор и анализ данных. Срок исполнения 30 календарных дней.
Письмом ВХ-ЮР-1843/2023 от 03.04.2023 года Подрядчиком направлен отчет по результатам первого этапа на рассмотрение на адрес электронной почты комитета строительства и градостроительного развития территорий администрации Гатчинского муниципального района (далее - Комитет).
Отчет был рассмотрен и 18.04.2023 ответным письмом на адрес электронной почты Подрядчика направлены замечания.
02.05.2023 года от Подрядчика поступил отчет на повторное рассмотрение.
Ответным письмом ИСХ-ЮР-3324/2023 от 16.05.2023 Заказчик рассмотрел подготовленные материалы.
Таким образом, первый этап работ был завершен Подрядчиком с задержкой срока по контракту на 45 дней, в связи с исправлением замечаний Подрядчиком.
2 этап. Градостроительное исследование территории микрорайонов Центр, Хохлово Поле, Киевский и Красноармейский МО "Город Гатчина". Выявление пользовательских пространств горожан. Срок исполнения 30 календарных дней.
14.07.2023 года (с задержкой в 36 календарных дней от срока сдачи первого этапа) от Подрядчика поступили материалы по второму этапу Контракта, для предварительного просмотра.
18.07.2023 года материалы продублированы на электронную почту Комитета: в связи с большим объемом файла.
Заказчиком материалы рассмотрены и ответным письмом высланы замечания Подрядчику по второму этапу работ.
11.08.2023 года Подрядчиком направлен файл в ответ на электронную почту Комитета, для повторного рассмотрения.
22.08.2023 года Заказчиком в очередной раз направлены в ответ Подрядчику замечания, дополнения, правки.
В результате 24.08.2023 Подрядчик прислал на рассмотрение Заказчику отредактированный материал.
Таким образом, второй этап работ был завершён Подрядчиком с задержкой срока по контракту (на 100 календарных дней от срока сдачи первого этапа) на 24 дня от срока завершения работы по Контракту, который должен быть завершён не позднее 31 июля 2023 года в связи с исправлением замечаний Подрядчиком. Установленный Контрактом срок выполнения работ Подрядчиком пропущен.
Письмом Исх-ЮР-7015/2023 от 20.09.2023 в адрес Подрядчика было направлено уведомление о недопущении срыва срока выполнения работ и о предоставлении разъяснений причины срыва выполнения работ по контракту.
29.09.2023 года ответным письмом Исх N01/04-23 Подрядчик направил в адрес Заказчика разъяснения причин срыва выполнения работ со своим видением исполнения сроков по Контракту.
3 этап. Разработка концепции на основании 1 этапа. Итогом 1 этапа является выделение типологических участков по историческим, культурным и планировочным аспектам, для анализа территории с учётом существующего рельефа территории и дорожно-тропиночной сети (вид сверху) (Срок исполнения 90 календарных дней):
27.09.2023 года от Подрядчика поступили материалы на часть территорий (территории N1, 1.1, 3, 4, 6, 11, 13, 16, 18, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 31), от 11.10.2023 (территории N19, 28).
Заказчиком материалы рассмотрены и Подрядчику, нарушившему все возможные сроки сдачи работы, было направлено письмо с замечаниями по 3 этапу работ (с приложением 1) ИСХ-ЮР-8321/2023 от 26.10.2023 года, проведена очередная, совместная с Подрядчиком видео-конференц связь (ВКС), где в очередной раз оговаривались замечания и в том числе общая концепция работы.
Тем не менее, Подрядчиком работа в полном объёме не была предоставлена, письмами Исх N01/11-2023 от 07.11.2023, ВХ-ЮР-10617/2023 от 28.11.2023 Подрядчиком направлен в адрес Заказчика ответ на замечания на часть территорий, для очередного ознакомления и предоставления информации, также рабочие материалы по остальным общественным территориям не предоставленным ранее. Файл о передаче результатов работ исх. N01/12-23 от 08.12.2023, подгружен только 08.12.2023 г. в 18.10 ч, содержащий:
- Акт N01 от 08.12.2023 сдачи-приемки разработанных материалов (приложение 1);
- Акт приемки законченных работ от 08.12.2023 г (приложение 2);
- Счет N02-12/23 от 08.12.2023 (приложение 3).
08.12.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Заказчик в очередной раз рассмотрел письма и материалы, в которых содержались вопросы и замечания уже ранее обсуждаемые, в том числе посредством ВКС. Вся необходимая информация, для выполнения работы была предоставлена ранее на всех этапах работ.
Заказчик ждал проектных решений по благоустройству и достижению стилевого единства элементов благоустройства территории города Гатчина в соответствии с разработанным дизайн-кодом, так как город Гатчина представляет собой выдающуюся уникальную ценность культурного наследия.
Дизайн-код Подрядчиком не разработан. Предоставленный 28.11.2023 электронный файл с названием Дизайн-код, не является таковым. При ознакомлении, с которым полностью подтвердилось, что дизайн-код не выполнен в соответствии с требованиями и не соответствуют идентичности территории (исторической части г. Гатчина) на которую он должен был быть разработан. Не проанализированы правила благоустройства г. Гатчина, для применения в работе.
Ввиду отсутствия объединяющей идеи - "Гатчина - столица Ленинградской области" у подрядчика в работе не получилось комплексное благоустройство территорий, которое заложено, прежде всего в название концепции.
Работа представляет собой расставление тех или иных малых архитектурных форм (МАФ) на той или иной территории, без идеи и концепции (не выполнен пункт 1 этапа 1 "замысел, тематика, идея").
Таким образом, на 28.11.2023, 15.12.2023 итоговый состав документации, установленный Контрактом, Подрядчиком не предоставлен, равно как и не выполнены работы в полном объеме по третьему этапу работ. Срок выполнения работ Подрядчиком пропущен на 138 календарных дней.
В соответствии с вышеизложенным Заказчик не может выполнять работу за Подрядчика и писать бесконечные замечания Подрядчику.
Заказчик подчеркнул, что на основании вышеизложенного решение об одностороннем отказе считает законным и обоснованным.
Подрядчик представил Комиссии Ленинградского УФАС следующую позицию.
Сразу после заключения Контракта, Участник приступил к обязательствам.
В ходе работы, согласно имеющейся технической переписки, часть исходных данных для работ по 1 этапу, Заказчиком были переданы только письмом от 27.03.2023, так же этой же датой Заказчик утвердил границы проектирования по 1 этапу.
Результаты работ по 1 этапу были переданы заказчику письмом N 01/04-23 от 03.04.2023.
Согласно пункта 4.4 Контракта приемка отдельного этапа работ должна производится в течении 10 рабочих дней.
18.04.2023 Заказчиком данный этап был проверен, и предоставлены дополнительные данные для корректировки работ по 1 этапу.
02.05.2023 откорректированный отчет, в электронном виде, был передан Заказчику.
16.05.2023 данный отчет был проверен, согласован и принят Заказчиком письмом N ИСХ-3324/23.
21.04.23 Заказчику был передан письмом документ для проведения опросов горожан, необходимый для выполнения 2 этапа, данные по голосованию были отправлены Заказчиком только 15.06.2023.
Так же Заказчик письмами от 07.06.2023, 14.06.2023, 16.06.2320 передал часть данных необходимых для проведения работ по 2 этапу.
18.07.2023 Заказчику был передан комплект документации, в электронном виде, по 2 этапу работ.
20.07.2023 Обществом был проведен запрос все еще недостающих планшетов и частей топосъемок.
04.08.2023 переданный комплект документации по 2 этапу был рассмотрен Заказчиком, так же были получены замечания и пожелания по наполнению, включая некоторые ранее не предоставленные исходные данные.
Исправленный комплект документации был передан Заказчику 11.08.2023, ответным письмом от 22.08.23 Заказчик прислал дополнительные уточнения.
24.08.2023 откорректированный комплект документации был передан Заказчику, ответным письмом NИСХ-ЮР-6268/23 от 25.08.23 данный комплект был принят и согласован Заказчиком.
Начиная с 29.08.2023 по 28.11.2023 с Заказчиком велась техническая переписка, представлялись части работ по 3 этапу.
28.11.23 Заказчику исходящим письмом N03/11-23 были переданы в электронном виде (ссылкой на электронный диск) полный комплект документации по 3 этапу, а также сопутствующий комплект документации, включающий в себя:
- Альбом: "Общественные пространства исторического центра, городских микрорайонов: Центр, Хохлово поле, Киевский и Красноармейский муниципального образования "город Гатчина"". на 77 л.;
- Альбом: "Дизайн-код общественных территорий города Гатчина Ленинградской области" на 16 л.;
Так же данным письмом даны ответы на ряд замечаний и пожеланий Заказчика.
Согласно реестровых записей данных электронного диска, документация была скачана Заказчиком в эту же дату.
08.12.2023 Заказчику были переданы в электронном виде, а так же посредством системы ЕИС следующие документы: Акт приемки законченных работ от 08.12.23 на 1 л; Акт N01 от "08" декабря 2023г.сдачи-приемки разработанной документации на 1 л;; Счет N 02-12/23 от 08.12.2023 г на 1 л.
Далее, 11.12.2023 Заказчику был направлен почтой (РПО почтового отправления ED343632365RU с описью вложения, подтверждение получения от 15.12.23) полный комплект документации, включающий в себя всю необходимый состав работ и сопутствующей документации, в полном объёме, по Контракту.
08.12.2023 Заказчиком было принято решение о одностороннем отказе.
15.12.2023 Заказчику было направлено возражение на Решение об одностороннем отказе ИСХ 02/12-2023 включающее в себя полную информацию о ходе, выполнении и передаче результатов работ. Так же данное возражение содержало информацию отсутствия документов о приемке либо Мотивированного отказа от приемки выполненных работ.
21.12.2023 Заказчиком сформирован отказ от приемки, в то время как Контракт был расторгнут с 19.12.2023, что лишило Участника устранять недостатки.
Участник не согласен с использованием Заказчиком формулировки:"ввиду отсутствия объединяющей идеи - "Гатчина - столица Ленинградской области" у подрядчика в работе не получилось Комплексное благоустройство территорий, которое заложено, прежде всего в название концепции", поскольку Общество считает, что имеется разница между "Утвержденным Дизайн-кодом города" и учтенным Техническим заданием Контракта "разработкой Дизайн-кода территории". По сути Заказчик требует разработку Дизайн-кода города.
Учитывая указанные выше обстоятельства, действия Подрядчика не были направлены на умышленное уклонение от исполнения обязательств по Контракту.
Таким образом, намерений сорвать исполнение Контракта не имелось, Общество просит не применять к нему меру в виде включения в РНП, поскольку она явно несоразмерно всем действиям, которые предпринимал Участник.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 08.12.2023.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, Участник был уведомлен надлежащим образом.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым отметить, что принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, поскольку обязательства по всем трем этапам предоставлены с нарушением установленного срока.
Тем не менее, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Участником условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник исходя из последующих выводов настоящего решения.
2) Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами (по тому что представляет собой дизайн-код третьего этапа), так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия не решает гражданско-правовой спор между сторонами, Комиссия принимает во внимание только факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств по Контракту, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства того, что Участник выполнил обязательства по 2 этапам, хоть и с нарушением сроков, но которые согласованы Заказчиком, предоставил результат работ по 3 этапу, стремился исправить замечания, участвовал в проводимых совещаниях, в ходе исполнения последнего этапа гражданско-правовой спор, который стороны не разрешили путем переговоров и который привел к одностороннему отказу.
Однако последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта.
Кроме того, Комиссия учитывает тот факт, что односторонний отказ от исполнения Контракта принят Заказчиком 08.12.2023, исходя из того, что надлежащее уведомление наступило в этот же день, то 10-дней истекли 18.12.2023, а, следовательно, Контракт расторгнут с 19.12.2023, вместе с тем, по документам загруженным Исполнителем 08.12.2023, мотивированный отказ Заказчика поступил 21.12.2023.
Следовательно, Комиссия принимает доводы представителя Участника, о том, что Общество лишено возможности исправить замечания, поскольку замечания представлены только в мотивированном отказе, с которым Общество ознакомилось после расторжения Контракта, однако Участник рассчитывал на работу с Заказчиком и не отказывался от исполнения обязательств, что по мнению Комиссии, не свидетельствует о необходимости задействования дополнительной ответственности в виде санкции о включении сведений о нем в РНП.
3) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Участника обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "РЕЗИДЕНЦИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 января 2024 г. N 047/10/104-4323/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024