Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Медтехсервис" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчиков, Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (лот 4) для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2024 году (Совместная закупка) (извещение N 0148200005423000940 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 14.12.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 20 160 366,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 22.12.2023;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к поставляемым товарам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
1) Заказчиком в структурированной форме для товара "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные" установлено требование "Материал изготовления натуральный латекс с добавлением нитрила для обеспечения высокой эластичности и прочности при продолжительных манипуляциях. Структура перчатки: наружный слой - латекс, внутренний - нитрил или неопрен, усиливает барьерные свойства перчаток для защиты от агрессивных сред и устойчивости к механическим повреждениям в т.ч при продолжительных манипуляциях, обеспечивает легкость надевания и смены перчаток".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В отношении позиции N24 Описания объекта закупки Заказчиком присвоен код КТРУ 22.19.60.119-00000004. КТРУ не содержит описания данной позиции.
Согласно п.3.2. ГОСТа Р 52239-2004 в зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов:
а) 1 - из латекса натурального каучука;
б) 2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта.
При этом данным ГОСТом не предусмотрено ограничений по количеству слоев медицинских перчаток. В Описании объекта закупки требуются перчатки из смеси латекса и нитрила, что также не противоречит требованиям ГОСТа. ;
При формировании Описания объекта закупок Заказчик исходил из своих потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечения безопасности и высокоэффективной защиты медицинского персонала, а также высокого уровня оказания медицинской помощи пациентам.
Требование Заказчика к слоям перчаток установлено в связи с тем, что данный тип смотровой перчатки необходим для проведения медицинских исследований, диагностических и ^ терапевтических процедур, лабораторных работ и осмотров для предотвращения риска инфицирования, для работы с заведомо инфицированными пациентами и пациентами из группы риска, для защиты медицинских работников от заболеваний в случае контакта с инфекцией.
ГОСТ 52239-2004 устанавливает минимальные требования и не ограничивает Заказчика по включению в извещение о проведении закупки требований к товару, являющихся значимыми для него, в том числе к предъявлению требований в отношении материала изготовления.
При этом Законом о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если технические характеристики товара, отличаются от требований государственных стандартов, в извещении должно быть обоснование таких характеристик, данное обоснование требований в извещении имеется. Руководствуясь требованиями пункта 2 части 1 ст.ЗЗ Закона о контрактной системе, Заказчик в Описании объекта закупки привел необходимое обоснование требуемых характеристик".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования для товара "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные" требования к материалу не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2) Заказчиком в структурированной форме для товара "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные" для показателя "Одинарная толщина (в области ладони)" установлено значение " 0.25".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В обоснование своих доводов, Заявитель ссылается на положения ГОСТ 52239-2004 от 2004 года, который ограничил максимальную толщину перчаток в области ладони параметром в 0,23 мм., для текстурированного типа поверхности.
Однако, указанный довод полностью игнорирует тот факт, что указанный ГОСТ не является единственным ГОСТом, регулирующим те или иные параметры медицинских смотровых перчаток.
В частности, на территории РФ в настоящее время применяется более актуальный ГОСТ Р 57397-2017 "Перчатки медицинские диагностические резиновые" от 2017 года. Согласно требованиям указанного ГОСТа, предельное значение толщины смотровых перчаток в области ладони не имеет ограничений.
По поводу обоснованности установления требования к толщине перчаток поясняем следующее:
Требования к толщине перчаток установленное ГОСТами определяет минимальное значение, также позиция КТРУ не содержит характеристик в этой части.
В связи с изложенным, требования к толщине перчаток были определены с учетом специфики применения перчаток, потребности Заказчика и иных условий.
Перчатки, к которым предъявлено требование о толщине, применяются при работе с антисептиками и дез.растворами, приготовлении и разведении дез.растворов, предстерилизационной очистке и обработке многоразового инструментария (методом ручной предстерилизационной очистке) и других манипуляциях когда необходима дополнительная защита рук медицинского персонала, также указанные перчатки применяются в клинико-диагностических лабораториях, где по определению риск инфицирования выше, за счет прямого контакта с биологическими жидкостями, заведомо инфицированных пациентов, а также за счет контакта с химическими реактивами.
При этом, стандартная толщина перчаток в данном случае не обеспечивает соответствующего уровня защиты. В связи с чем, Заказчиком обоснованно установлено соответствующее требование к толщине перчаток".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования для товара "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные" подобным образом не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3) Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка перчаток медицинских (лот 4) для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2024 году (Совместная закупка).
Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам поставляемых товаров, в том числе следующее:
"Приемлемый уровень качества (AQL) 1".
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в извещении о проведении Аукциона, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, не предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика), так как на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, 4 из которых признаны соответствующими.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медтехсервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Материалы дела от 26.12.2023 N 050/06/105-49454/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 26 декабря 2023 г. N 050/06/105-49454/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024