Резолютивная часть решения объявлена 28.12.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10.01.2024 года.
2024-24
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии:
"______" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"______" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"______" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы:
путем использования видеоконференцсвязи "TrueConf":
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Н"______" (далее - ООО "Н______"):
- "______" действующий на основании доверенности от 08.05.2023 года N 105;
в здании Тывинского УФАС России:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1" (далее - заказчик):
- "______" действующая на основании доверенности от 27.12.2023 года б/н;
в отсутствии надлежащим образом извещенном о времени и месте рассмотрения жалобы представителя уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу (вх. N 4980-ЭП/23 от 25.12.2023 года) ООО "Н"______"" (445020, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ушакова, д. 48, оф. 34, ОГРН: 1216300018660, Дата присвоения ОГРН: от 12.04.2021 года, ИНН: 6324119046, КПП: 632401001) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504 "Поставка расходного материала (устройство одноразовое для вливания инфузионных растворов) для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N 1" на 2024 год", начальная (максимальная) цена контракта: 5 835 000,00 рублей, и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), в разделе "Реестр жалоб" под реестровым номером N 202300187300000570.
Согласно письменным доводам жалобы ООО "Н"______"" права и законные интересы общества нарушены действиями заказчика, а именно:
- в описании объекта закупки необоснованно установлено дополнительное требование к закупаемому товару без надлежащего обоснования, а также без соблюдения требований применения каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ);
- в описании объекта закупки включены требования к функциональным характеристикам товара, которые позволяют предложить к поставке товары исключительно иностранного происхождения, тем самым не соблюдаются условия о национальном режиме.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.
У представителя заказчика в ходе заседания Комиссии Тывинского УФАС России пояснений по существу жалобы не имелись.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку извещения электронного аукциона N 0112200000823004504 "Поставка расходного материала (устройство одноразовое для вливания инфузионных растворов) для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N 1" на 2024 год", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
18.12.2023 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504 "Поставка расходного материала (устройство одноразовое для вливания инфузионных растворов) для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N 1" на 2024 год", начальная (максимальная) цена контракта: 5 835 000,00 рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504 заказчиком рассматриваемой закупки является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик (подпункты 1, 2, 7 пункта 5.2):
- формирует и направляет в уполномоченный орган заявку на закупку, в том числе утвержденное руководителем заказчика или иным уполномоченным лицом описание объекта закупки и проект контракта (договора), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица, через РКС;
- разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
- устанавливает условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, ответственность за описание объекта закупки, а также за установление ограничений (запретов) допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, несут заказчики Республики Тыва, в расстраиваемом случае Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1".
1. Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены в том числе, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а" и "б" указанного пункта.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в извещении о закупке следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504 объектом закупки является "Поставка расходного материала (устройство одноразовое для вливания инфузионных растворов) для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N 1" на 2024 год", выбран код позиции КТРУ 32.50.50.000-00234 - "Набор базовый для внутривенных вливаний".
В составе извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504, помимо прочего, размещено описание объекта закупки (Техническое задание), которое содержит требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно:
N п/п |
Код вида МИ |
КТРУ / ОКПД2 |
Описание по КТРУ |
Наименование параметра, характеристики, функции |
Значения параметров, наличие характеристик |
Ед. изм. |
Кол-во в ед. изм. |
1 |
136330: Набор базовый для внутривенных вливаний |
32.50.50.000-00234 |
Набор стерильных устройств, предназначенных для проведения жидкости из контейнера для внутривенной жидкости к венозной системе пациента. Он обычно включает в себя набор трубок, коннекторы, камеры, зажимы и иглы или порты для инъекций. Он обычно используется для гравитационного внутривенного введения. Устройство одноразового использования. |
Система для переливания растворов, стерильная, однократного применения |
Соответствие |
шт |
250 000 |
Диаметр инъекционной иглы в соответствие с КТРУ |
|
||||||
Длина соединительной трубки в соответствие с КТРУ |
> 1300 и |
||||||
Трансфузионная игла - в соответствие с КТРУ |
Полимерная |
||||||
Регулятор тока жидкости - в соответствие с КТРУ |
Роликовый |
||||||
Прозрачная капельная камера (колба), с капельно-фильтрующим нейлоновым сеточным узлом в форме диска, и не пропускающим бактерии и воду мембранным (из стекловолокна) воздушным клапаном (дисковый фильтр) для предотвращения нарушения микроциркуляции в капиллярах легких при попадании микрочастиц стекла, резины и т.д. |
Соответствие |
||||||
Для проведения дополнительных болюсных инъекций в системе должен быть порт (инъекционный узел) из латекса или резины |
Соответствие |
||||||
Каждая система должна быть упакована в стерильный пластиковый пакет на котором отпечатана инструкция по применению |
Соответствие |
||||||
Остаточный срок годности на момент поставки |
|
Согласно сведениям, содержащимся в КТРУ, код КТРУ 32.50.50.000-00234 "Набор базовый для внутривенных вливаний" включен в позицию 26.01.2018 года; данный код позиции КТРУ является действующим и обязателен к применению заказчиками с 08.03.2019 года.
В разделе "Описание товара, работы, услуги" каталога по указанной позиции кода КТРУ содержатся обязательные к применению характеристики товара, которые заказчики используют при формировании описания объекта закупки, а именно:
Характеристики товара, работы, услуги |
Наименование характеристики |
Вид характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Длина соединительной трубки |
Неизменяемая заказчиком |
> 1300 и |
Миллиметр |
Диаметр инъекционной иглы |
Неизменяемая заказчиком |
|
Миллиметр |
Трансфузионная игла |
Неизменяемая заказчиком |
полимерная |
|
Регулятор тока жидкости |
Неизменяемая заказчиком |
роликовый |
|
При этом данный код позиции КТРУ не содержит запрета на применение заказчиками при формировании описания объекта закупки дополнительных характеристик.
В то же время, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что Техническое задание Заказчика помимо обязательных к применению, в соответствии с кодом позиции КТРУ 32.50.50.000-00234, характеристик, содержит дополнительные характеристики.
В свою очередь, в печатной форме извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504 заказчиком приведено обоснование включения дополнительной информации следующим образом: "Потребность заказчика".
25.12.2023 года заказчиком дано разъяснение N 1087 положений извещения об осуществлении электронного аукциона N 0112200000823004504, из которого следует, что заказчиком указаны такие требования к товару, которые он считает оптимальным при оказании медицинских услуг, и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам не предусмотрена законом о контрактной системе, кроме того, заданные заказчиком характеристики требуемого товара соответствуют не менее чем двум производителям.
Действительно, Правила не предусматривает требований к форме и содержанию такого обоснования, в связи с чем оно составляется заказчиком самостоятельно. При этом такое обоснование должно позволять определить необходимость использования вышеуказанных дополнительных информации и свойств, поскольку подлежит составлению именно для этого.
Вместе с тем, ссылка заказчика в качестве обоснования использования дополнительных характеристик товара на исключительно его потребность не может быть признана надлежащей, поскольку такое обоснование не в полной мере (недостаточно) раскрывает оснований (причин) использования дополнительных характеристик.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в описание объекта закупки электронного аукциона N 0112200000823004504 ненадлежащим образом включены дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, что является нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и пункта 6 Правил.
Таким образом, довод ООО "Нео-Пласт" о том, что в описании объекта закупки необоснованно установлено дополнительное требование к закупаемому товару без надлежащего обоснования является обоснованным.
Описанное выше нарушение законодательства о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством РФ принято постановление от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Таким образом, Постановление N 102 принято в целях реализации мер, предусмотренных частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и направленных на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержку российских товаропроизводителей.
Предметом электронного аукциона N 0112200000823004504 является поставка набора базового для внутривенных вливаний с кодом ОКПД 2 - 32.50.50.000, который в свою очередь включен в перечень N 2 Постановления N 102, в связи с чем, в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504 заказчиком установлены ограничения допуска медицинских изделий в соответствии с Постановлением N 102.
Вместе с тем, заказчиком в материалы жалобы N 017/06/105-111/2023 не представлены доказательства, свидетельствующие о соответствии медицинских изделий, страной происхождения которых являются Российская Федерация, а равно государства - члены Евразийского экономического союза, требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504 (описании объекта закупки).
Кроме того, в сравнительной таблице, представленной Заказчиком, содержатся исключительно сведения в отношении медицинских изделий, страной происхождения которых являются иностранные государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
В свою очередь, Комиссией Тывинского УФАС России по результатам изучения информации, размещенной в государственном реестре медицинских изделий www.roszdravnadzor.gov.ru, установлено, что на территории Российской Федерации зарегистрированы медицинские изделия отечественного производства (в частности, производитель ООО "МПК "Елец" (Россия, г. Елец), регистрационное удостоверение от 10.11.2022 года N РЗН 2018/7361; производитель АО "НПП "ИНТЕРОКО" (Россия, г. Лыткарино) регистрационное удостоверение от 07.10.2021 года N ФСР 2009/05218).
Таким образом, действия заказчика по установлению в описании объекта закупки требований к закупаемому изделию, по совокупности которым соответствуют только медицинские изделия, происходящие из иностранных государств, при наличии законодательного ограничения на допуск медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не только не соответствуют целям реализации мер, предусмотренных частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (защита внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержка российских товаропроизводителей), но и фактически лишает смысла применения Постановления N 102.
Кроме того, нарушение требований импортозамещения не только наносит прямой экономический ущерб государству и отечественным производителям, но и способствует повышению коррупциогенных факторов при проведении государственных закупок, что также не соответствует целям и задачам Закона о контрактной системе (статья 1).
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика при описании объекта закупки электронного аукциона N 0112200000823004504 не направлены на реализацию национального режима, что является нарушением части 3 статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "Нео-Пласт" о несоблюдении заказчиком требований национального режима при проведении электронного аукциона N 0112200000823004504 является обоснованным.
Указанные действия должностного лица заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Вместе с тем, в силу пункта 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 года, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками и их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Кроме того, постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2.1 Порядка заявка на закупку - это сформированный в РКС электронный документ, содержащий разработанные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью документы и сведения заказчика о закупке товаров, работ, услуг на основе и в сроки, установленные планом-графиком, являющийся основанием для начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя); РКС - это региональная информационная система "Управление государственными закупками Республики Тыва", интегрированная с единой информационной системой в сфере закупок.
Подпунктом 3 пункта 3.3 Правил предусмотрено, что заявка на закупку должна содержать сравнительную таблицу параметров эквивалентности, содержащую не менее двух моделей (марок) оборудования разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования, в случае подачи заявки на закупку медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств и радиоэлектронной продукции, с учетом того, что использованные в сравнительной таблице модели (марки) оборудования должны соответствовать коэффициенту вариации при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, при закупке медицинского оборудования (изделия) заказчик обязан обосновать наличие на рынке не менее двух моделей (марок) оборудования (изделия) разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования заказчика.
При этом, такое обоснование должно быть мотивированным и основываться на соответствующих доказательствах, поскольку как указано выше, заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Заказчиком в материалы жалобы N 017/06/105-111/2023 представлена сравнительная таблица о соответствии четырех (4) медицинских изделий характеристикам, установленным в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504 ("ДжингксиХонгдаМедикалИкьюпмент Групп Лтд", Китай ФСЗ 2007/00512 от 07.08.2023; "ИнтерФарма", Индия ФСЗ 2009/04436 от 06.06.2019; VogtMedicalGmbH", Германия РЗН 2014/2260 от 30.03.2021; "ШаньджоуДженлюяньМедикалДевайсисКо, Лтд", Китай ФСЗ 2012/11863 от 28.03.2012).
Вместе с тем, заказчиком в материалы жалобы N 017/06/105-111/2023 не представлены доказательства о соответствии вышеуказанных медицинских изделий требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504.
При таких обстоятельствах, а также учитывая наличие обязанности заказчика при закупке медицинского изделия составлять сравнительную таблицу параметров эквивалентности, содержащую не менее двух моделей (марок) изделия разных производителей, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000823004504 включены требования к характеристикам медицинских изделий, совокупности которых соответствует продукция одного производителя, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Нео-Пласт" обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1" нарушения:
2.1. части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145, в части ненадлежащего включения в описание объекта закупки электронного аукциона N 0112200000823004504 дополнительных характеристик товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ;
2.2. части 3 статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не реализации национального режима при описании объекта закупки электронного аукциона N 0112200000823004504.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении электронного аукциона N 0112200000823004504 требований к товару, ограничивающих количество участников закупки.
4. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, оператору электронной торговой площадки - Агентству по государственному заказу Республики Татарстан предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении винновых должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"______" |
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
Члены Комиссии |
"______"
"______" |
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак
Ч.Г. Кок |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
тел.83942266788 вн. 017-100
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 10 января 2024 г. N 017/06/105-111/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024