Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Салаев З.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
в присутствии представителя Заказчика: Болтаев Д.С. по доверенности от 18.01.2024 N 20-ШМ-03/51-д
при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) по уведомлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике о заключении контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России 16 января 2024 года поступило уведомление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике (далее - Заказчик) от 15.01.2024 N 20-ШМ-03/29 о заключении контракта от 15.01.2024 N 01 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - Обществом с ограниченной ответственностью "БЕНОФОН" (ИНН 2015800349) на выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на сумму 21 645 400,00 руб.
В силу пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно пп. б) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в том числе обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с отсутствием доказательств наличия причинно-следственной связи между предметом контракта и пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Чеченским УФАС России 16.01.2024 принято решение о проведении 18.01.2024 внеплановой проверки в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 раздела II Правил, срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом на коллегиальной основе.
Заказчик о времени и месте заседания Комиссии Чеченского УФАС России по проведению внеплановой проверки извещен уведомлением от 16.01.2024 N БЭ/17/24.
Представитель Заказчика пояснил, что заключение контракта с единственным поставщиком было направлено на проведение мероприятий по очистке и приведению в надлежащее санитарное состояние земельного участка общей площадью 58129 кв.м., расположенного по адресу: Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Машинная, находящегося в федеральной собственности. В связи с отсутствием времени проведения конкурентной процедуры, а также же в связи с тем, что применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно, Заказчиком было принято решение о заключении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "БЕНОФОН".
Кроме того, представителем Заказчика представлено расходное расписание N РИ00-00000055 от 18 декабря 2023 года, подтверждающее доведенные лимиты бюджетных обязательств по коду расхода БК 16701133941290019244 на сумму 21 645 400,00 руб.
Комиссия Чеченского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки (Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, представлений - номер реестровой записи внеплановой проверки в ЕИС 2024001А8500000001), пришла к следующим выводам.
Согласно частям 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу частей 1, 2, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Статья 93 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
12 января 2024 года в адрес Заказчика поступило письмо (исх. N 36/01-14) Мэрии города Грозного, из которого следует, что в рамках выездной инспекции в центральной части города Грозного Главой Чеченской Республики Р.А. Кадыровым было дано поручение по вопросу генеральной уборки города Грозного, в части санитарной очистки захламленных земельных участков и благоустройства территории. В настоящее время, земельный участок, находящийся в федеральной собственности находится в захламленном состоянии, что может оказать негативное влияние на климат, а также выброс токсичных и опасных для здоровья человека составляющих, что чревато последствиями, связанными с экологической катастрофой.
В связи с чем и возникла необходимость в кратчайшие сроки провести мероприятия по очистке и приведению в надлежащее санитарное состояние указанного земельного участка.
Комиссия Чеченского УФАС России, по результатам анализа материалов внеплановой проверки, приходит к выводу, что проводить конкурентную закупку в рассматриваемом случае было бы нецелесообразно, поскольку требовало затраты значительного количества времени, поскольку непринятие срочных мер могло оказать негативное влияние на климат, а также выброс токсичных и опасных для здоровья человека составляющих, что чревато последствиями, связанными с экологической катастрофой.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 32, 33, 34 Правил, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
В действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике при заключении с Обществом с ограниченной ответственностью "БЕНОФОН" контракта от 15.01.2024 N 01 на выполнение работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
З.Р. Салаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 18 января 2024 г. N 020/06/99-01/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2024