На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение СОПД "НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию и оказание услуг по сопровождению официального сайта Заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" версии 2.0 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100008623000039) (далее соответственно - Конкурс, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, выразившимися в ненадлежащем осуществлении оценки заявки ООО "Студия "Реактив" (далее - Победитель) по детализирующим показателям "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1), "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) и "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, руб." (далее - Детализирующий показатель N 3) показателя "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, оказания услуг, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта,и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), предусмотренного порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Извещения (далее - Порядок оценки).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 22.12.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.01.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 03.11.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 54 171 666,66 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.11.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе - 22.11.2023;
8) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 27.11.2023;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии 4 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) дата подведения итогов определения поставщика - 28.11.2023;
11) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 11.12.2023 N 0173100008623000039 (далее - Контракт).
По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Победителя по Детализирующим показателям Критерия, предусмотренным Порядком оценки, по причине наличия в составе заявки недостоверных сведений.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021
N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В силу пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно Порядку оценки по Детализирующим показателям Критерия к оценке принимаются договоры, сопоставимые с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя, а именно: создание и/или развитие и/или обеспечение функционирования и обслуживания информационных систем.
К перечню документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, согласно Порядку оценки, относятся исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 27.11.2023 NПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок принято предложение Победителя по Критерию по Детализирующему показателю N 1 в количестве 29 договоров/контрактов, по Детализирующему показателю N 2 на сумму 644 407 809,62 руб., по Детализирующему показателю N 3 в размере 269 820 000 руб.
Комиссией установлено, что Победителем в целях присвоения баллов по Порядку оценки представлены в том числе договор подряда на выполнение работ по сопровождению внутреннего корпоративного портала заказчика от 25.02.2021
N 25\02-2021, заключенный с ООО "ИСК "Гардиан" по цене 30 000 000 руб.
(далее - Договор N 1), договор подряда на выполнение работ по модернизации и внедрению информационной системы контроля медицинских показателей от 23.03.2020 N MA23032020 по цене 133 620 000 руб., заключенный с ООО "РТ МИС" (далее - Договор N 2), договор подряда на выполнение работ по модернизации и внедрению информационной системы контроля медицинских показателей, а также оказания иных услуг в области информационных технологий и графического дизайна от 12.10.2020 N PD12102020 по цене 269 820 000 руб., заключенный с ООО "РТ МИС" (далее - Договор N 3).
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что направленные Победителем в составе заявки договоры содержат признаки достоверности - реквизиты, печати, подписи сторон.
ФАС России в адрес ООО "РТ МИС", ООО "ИСК "Гардиан" направлены запросы информации от 25.12.2023 NN 28/110034/23, 28/110054/23 о наличии договорных отношений с Победителем, а также о статусе Победителя в рамках исполнения договора (генеральный подрядчик, субподрядчик).
В соответствии с представленным ответом на запрос информации от ООО "ИСК "Гардиан" (исх. от 27.12.2023 N 1485) Договор N 1 с Победителем не заключался, также согласно ответу на запрос от ООО "РТ МИС" (исх. от 27.12.2023 N 4589) не подтверждается факт заключения Договоров NN 2, 3.
Кроме того, ФАС России направлен запрос информации от 26.12.2023
N ПИ/110866/23 в ФНС России о наличии договорных отношений между Победителем и ООО "ИСК "Гардиан", ООО "РТ МИС". По результатам рассмотрения вышеуказанного запроса в адрес ФАС России поступило письмо от 29.12.2023 N 31-1-04/0050дсп (далее - Письмо ФНС России), согласно которому договорные отношения и взаиморасчеты по Договорам NN 1, 2, 3 отсутствуют.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что часть представленных Победителем документов в целях присвоения баллов по Порядку оценки являются подложными и носят мнимый характер.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 12 статьи 48
Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
РЕШИЛА:
1. Признать довод СОПД "НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ" обоснованным.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 11.01.2024 по делу N П-418/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2024 г. N П-418/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024