На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок Астраханского областного суда (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной безопасности (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0325100003723000010) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в части действий Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 22.12.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.01.2024.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 11.05.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) максимальное значение цены контракта - 2 047 649,64 руб.;
4) начальная (максимальная) сумма цен единиц услуги - 1 032 567 руб.;
5) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
6) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.05.2023;
7) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с ООО ПКФ "Связь-Экспресс" заключен государственный контракт от 02.06.2023 N 0325100003723000010 по цене 2 047 649,64 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1301504632423000014).
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011
N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 9 части 4 статьи 1 Закона о лицензировании установлено,что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление установленных видов деятельности, в том числе деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно абзацу первому статьи 24.1 Федерального закона от 21.12.1994
N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных Законом о пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128, лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включая его территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Подпунктами "м", "н", "о" пункта 6 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", предусмотрено,что в реестре лицензий указываются в том числе следующие сведения:
- основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении (включая срок, на который лицензия приостанавливается), возобновлении действия лицензий и при наличии реквизиты таких решений;
- основание и дата прекращения действия лицензии и при наличии реквизиты решения лицензирующего органа о прекращении действия лицензии;
- основание, дата вынесения решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением к участникам закупки установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На заседании Комиссии установлено, что 17.05.2023 подана заявка
ООО ПКФ "Связь-Экспресс" на участие в Аукционе, содержащая в качестве подтверждения соответствия требованиям пункта 1 части 1 статьи 31
Закона о контрактной системе скан-копию лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (номер регистрации 30-06-2015-004817, номер лицензии Л014-00101-30/00091902), выданную ООО ПКФ "Связь-Экспресс",(далее - Лицензия), а также выписку из реестра лицензий МЧС России в области пожарной безопасности, сформированную по состоянию на 30.12.2022.
В ответ на запрос ФАС России о статусе действия Лицензии от лицензирующего органа ГУ МЧС России по Астраханской области поступила информация, согласно которой приказом ГУ МЧС России по Астраханской области от 17.04.2023 N 215 "О приостановлении действия лицензии" действие Лицензии приостановлено, а на основании постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 по делу N А06-3339/2023 приказом
ГУ МЧС России по Астраханской области от 29.11.2023 N 731 "Об аннулировании лицензии" Лицензия аннулирована. При этом в период с 17.04.2023 по 29.11.2023 Лицензия в реестре лицензий МЧС России в области пожарной безопасности находилась в статусе "Действие приостановлено".
Таким образом, Комиссией установлено, что на момент подачи заявки на участие в Аукционе у ООО ПКФ "Связь-Экспресс" отсутствовала действующая лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений, в связи с чем такая заявка подлежала отклонению на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2023 N ИЭА1 Комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявки ООО ПКФ "Связь-Экспресс" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о соответствии заявки ООО ПКФ "Связь-Экспресс" требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. На основании пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе), реквизиты счета,на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
В силу части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно Извещению Заказчиком установлено требование обеспечения заявок на участие в закупке в размере 10 238,25 руб.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Извещение содержит порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии, согласно которым предусмотрена возможность обеспечения заявки на участие в закупке путем предоставления банковской гарантии.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении указан порядок предоставления обеспечения заявки на участие в закупке не в соответствии с актуальными на дату размещения Извещения положениями законодательства о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика нарушают пункт 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, на основании пункта 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
При этом согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе заявка на участие в Аукционе должна содержать предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги, что не соответствует части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 16 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2024 г. N П-419/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024