На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Астраханского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной безопасности (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0325100003722000019) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Заказчика Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 22.12.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.01.2024.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 29.12.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) максимальное значение цены контракта - 2 050 000 руб.;
4) начальная (максимальная) сумма цен единиц услуги - 1 021 786 руб.;
5) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
6) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.01.2023;
7) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с ООО ПКФ "Связь-Экспресс" заключен государственный контракт от 24.01.2023 N 0325100003722000019 по цене 2 050 000 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1301504632423000001).
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 предусмотрено,что позиции 14, 15 и 36 приложения к Постановлению N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн рублей.
Позицией 14 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений необходимо установить дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию системы пожарной безопасности, а максимальное значение цены контракта составляет 2 050 000 руб.
Таким образом, Комиссией установлено, что при проведении Аукциона необходимо установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем Заказчиком в Извещении дополнительные требования, предусмотренные позицией 14 приложения к Постановлению N 2571,не установлены.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. На основании пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе), реквизиты счета,на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
В силу части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно Извещению Заказчиком установлено требование обеспечения заявок на участие в закупке в размере 10 250 руб.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Извещение содержит порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии, согласно которым предусмотрена возможность обеспечения заявки на участие в закупке путем предоставления банковской гарантии.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении указан порядок предоставления обеспечения заявки на участие в закупке не в соответствии с актуальными на дату размещения Извещения положениями законодательства о контрактной системе, в связи с чем действия Заказчика нарушают пункт 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, на основании пункта 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено,что электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
При этом согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе заявка на участие в Аукционе должна содержать предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги, что не соответствует части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 12, 16 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2024 г. N П-419/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024