Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов войн" - , действующих на основании доверенности,
представители ИП Брунштейн М.И., Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,
рассмотрев жалобу ИП Брунштейн М.И. на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов войн" при проведении электронного аукциона на поставку реагентов (гематология) (извещение N 0853500000323011423),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба (вх. N 122/24 от 10.01.2024) ИП Брунштейн М.И. (далее - Заявитель, ИП) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов войн" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку реагентов (гематология) (извещение N 0853500000323011423) (далее - аукцион, закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что требования к поставляемому товару (изотонический разбавитель крови, лизирующий раствор, ферментативный раствор), содержащиеся в техническом задании, нарушают положения законодательства о контрактной системе, влекут за собой ограничение количества потенциальных участников закупки.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. При подготовке технического задания Заказчик не преследовал цели выделить определенного производителя, а конкретизировал технические и функциональные характеристики товара, в целях надлежащего выполнения возложенных функций и задач лаборатории. Следовательно, точное определение объекта закупки является объективной потребностью Заказчика, исключающее поставку товара, не соответствующего нуждам Заказчикам и целям, для достижения которых осуществляется закупка. Товары, соответствующие характеристикам, указанным в Техническом задании, направлены на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению, являются значимыми для Заказчика и направлены на соблюдение принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи. Реагенты, прописанные в Техническом задании, с данным химическим составом полностью совместим с имеющимся у Заказчика гематологическим анализатором MicroCC-20Plus, обеспечивают корректную работу анализатора и надлежащее качество исследований. Любые изменения в химическом составе реагентов неизбежно приведут к необходимости изменения настроек анализатора, дополнительным процедурам калибровок, дополнительным измерениям контрольных материалов и, следовательно, увеличению финансовых и трудовых затрат Заказчика. Гематологический анализатор MicroCC-20Plus, имеющийся у Заказчика, проходил ввод в эксплуатацию на стартовом комплекте реагентов производства ООО "Клиникал Диагностик Солюшнз" (Россия), в результате оборудование находится в рабочем состоянии. Соответствие химического состава реагента Заказчик может проверить на этапе приемки товара на основании сопроводительных документов, таких как инструкция, паспорт.
Уполномоченный орган в письменных пояснениях поддержал позицию Заказчика о том, что в рамках формирования объекта закупки Заказчик руководствовался, прежде всего, существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности, и клинической практикой. Заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимыми расходными материалами для оказания качественной медицинской помощи. Учитывая, что целью закупки является обеспечение лечебно-профилактического учреждения расходными материалами, используемыми при оказании учреждениями здравоохранения медицинской помощи (медицинских услуг), оказывающих непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным при диагностике пациентов является достижение наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций. Цель любого лечебно-профилактического учреждения - правильно подобрать лекарственный препарат или медицинские изделия, а также расходный материал к ним с позиции их диагностической эффективности и безопасности для больного. Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. На основании изложенного, Уполномоченный орган просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
19.12.2023 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке РТС-тендер было размещено извещение и документация на проведение электронного аукциона на поставку реагентов (гематология) (извещение N 0853500000323011423).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 345 660,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведение электронного аукциона.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Материалами дела установлено, что требуемый к поставке товар (изотонический разбавитель крови, лизирующий раствор, ферментативный раствор, подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал) предназначен для гематологического анализатора закрытого типа MicroCC-20Plus, который имеется в наличии у Заказчика.
В письменных пояснениях Заказчик сослался на письмо N 09-С-571-1414 от 5 февраля 2016 года Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Министерства Здравоохранения РФ, согласно которому "возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования". Использование не рекомендованных реагентов может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников, что подтверждает письмом Росздравнадзора N 04-31270/17 от 22 июня 2017 г., где подчеркивается отношение к принадлежностям не только запасных частей, но также реагентов и расходных материалов.
В обоснование позиции Заказчиком также представлены:
1) копия инструкции пользователя автоматического анализатора Micro CC-20Plus, согласно которой "для работы прибора необходимы дилюент (реагент для разведения), лизирующий раствор, ферментативный очиститель (промывающий раствор) и раствор срочной очистки. Их используют во время измерения и выполнения работ и для обслуживания анализатора. Для обеспечения необходимой точности получаемых результатов работ используйте реагенты, которые рекомендованы фирмой-производителем (п. 2.4 "Реагенты");
2) копия информационного письма High Technology Inc. (производитель гематологического анализатора MicroCC-20Plus) от 05.10.2023, в котором указано, что "корректная работа автоматических гематологических анализаторов MicroCC-20Plus обеспечивается только при использовании реагентов производства ООО "Клиникал Диагностик Солюшнз" (Россия) или "High Technology Inc" (США), как адаптированных для работы на данном типе анализаторов и прошедших соответствующие испытания. Идентификация реагентов производится при помощи размещенного на упаковке специального кода, содержащего информацию о производителе, сроке годности и содержании реагентов. Попытка использования реагентов других производителей на автоматических гематологических анализаторах модели MicroCC20Plus может привести к снижению точности получаемых результатов, некорректной работе анализаторов и выходу приборов из строя. Обращаем Ваше внимание, что реагенты производства ООО "РЕАМЕД" не тестировались на гематологических анализаторах MicroCC-20Plus и запросов на апробацию в адрес производителя гематологических анализаторов MicroCC-20Plus "High Technology, Inc." (США) от ООО "РЕАМЕД" также не поступало".
Заказчик установил технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из своей потребности, и в соответствии с требованиями статьи Закона о контрактной системе. Определение потребности в тех или иных товарах, работах и услугах - прерогатива Заказчика и не может быть поставлена в зависимость от наличия, отсутствия и возможности поставки товара каким-либо определенным лицом.
Доводы Заявителя о том, что величины в позиции 1,2,3 Технического задания являются непостоянными и могут изменяться в зависимости от многих факторов окружающей среды и становятся известными только после производства конкретной партии, Комиссия Оренбургского УФАС России находит неубедительными.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.
Предметом настоящей закупки является поставка товара, а не его производство. Гематологические реагенты, соответствующие указанным требованиям к составу, свободно обращаются на рынке и поставляются широким кругом поставщиков.
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Заявителем не представлено доказательств, что требования к товару влекут за собой ограничение количества потенциальных участников аукциона, в том числе ограничили право Заявителя на участие в закупке, препятствовали каким-либо образом подаче заявки Заявителем. Более того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024 N ИЭА1, ИП Брунштейн М.И. (идентификационный номер заявки 115670725) является победителем электронного аукциона с предложением по цене контракта - 209 784,60 рублей.
При таких обстоятельствах доводы жалобы признаются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Брунштейн М.И. на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов войн" при проведении электронного аукциона на поставку реагентов (гематология) (извещение N 0853500000323011423) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 16 января 2024 г. N 056/06/106-11/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024