Резолютивная часть решения оглашена "10" января 2023
В полном объеме решение изготовлено "15" января 2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...> - председатель Комиссии УФАС;
<...> - член Комиссии УФАС;
<...> - член Комиссии УФАС;
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности Федерального казенного учреждения "Северо-Западное окружное управление материально-технического снабжения министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее также - Организатор торгов, Заказчик) - <...> (доверенность от 09.01.2023. N Д-1), в присутствии представителя ООО "Гринлайт" (ИНН: 7734469399) (далее также - Поставщик, Участник) - <...> (доверенность от 14.11.2023 N б/н), надлежащим образом уведомленных о дате,
времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. N 34225-ЭП/23 от 26.12.2023) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.10.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона от 12.10.2023 N0372100047323000330 на поставку картриджей в рамках государственного оборонного заказа вне рамок ГПВ (ИКЗ 231781203357078380100100003492823215, Извещение 0372100047323000330) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 1 948 907,95 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.10.2023 NИЭА1 победителем аукциона признано ООО "Гринлайт", с которым 03.11.2023 заключен государственный контракт N 2323188103522007812033570/352 на сумму 954 691,87 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Поставщик обязуется поставить Заказчику в адрес Грузополучателя(ей) картриджи в рамках Государственного оборонного заказа вне рамок ГПВ (далее - товар) с качественными и техническими характеристиками, в соответствии с требующимся размерно-ростовочными данными (для вещевого имущества), со сроками изготовления (производства, выработки), гарантийными сроками (сроками годности), установленными в пункте втором Спецификации (отгрузочной разнарядке), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (приложение N 1 к Контракту), в количестве и ассортименте, а также в установленные сроки поставки (в случае проведения монтажа и наладки со сроками монтажа и наладки и (или) обучения лиц, осуществляющих использование товара), указанными в прилагаемой Спецификации (отгрузочной разнарядке) к Контракту.
В силу пункта 1.2. Контракта, по своему качеству и характеристикам товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении (эксплуатации), в ремонте, в том числе который, не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), соответствовать действующим обязательным требованиям технических регламентов, государственных стандартов на данный вид товара, а также конкретным показателям, изложенным в Спецификации (отгрузочной разнарядке) на поставляемый товар.
Пунктом 3.3 Контракта установлено, что все сроки исполнения Поставщиком своих обязательств по поставке товара (сроки поставки), а также сроки монтажа и наладки поставленного товара (в случае если при поставке необходимо проведение монтажа и наладки и (или) обучения (инструктаж) лиц, осуществляющих использование товара) установлены в Спецификации (отгрузочной разнарядке).
В соответствии с частью 3 пунктом 1 Спецификации, срок поставки товара: с момента заключения Контракта и до 30.11.2023.
В силу пункта 4.2.8. Контракта, качество и характеристики поставляемого товара должны соответствовать действующим обязательным требованиям федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, технических регламентов, государственных и отраслевых стандартов на данный вид товара, а также согласно требованиям настоящего Контракта качественным и техническим характеристикам, показателям и техническим требованиям, изложенным в Спецификации к Контракту, иной нормативно-технической (в том числе конструкторской) документации производителя.
Товар, подлежащий в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации или декларированию соответствия, должен иметь сертификат или декларацию соответствия.
В соответствии с пунктом 4.2.11. Контракта, при обнаружении несоответствия товара требованиям законодательства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, требованиям государственного контракта, либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество товара, комиссия Грузополучателя приостанавливает дальнейшую оценку соответствия товара и составляет акт недостатков, в котором указывает количество осмотренного товара и характер выявленных недостатков.
Скан-копия акта недостатков направляется Грузополучателем на адрес электронной почты Поставщика не позднее одного рабочего дня после его оформления.
Согласно пункту 4.2.12. Контракта, для участия в продолжении приемки товара и составления двустороннего акта, Грузополучатель вызывает представителя Поставщика путем направления ему уведомления о вызове представителя, содержащим:
- наименование товара, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен.
- основные недостатки, обнаруженные при приемке товара.
- дата и время, на которое назначена оценка соответствия товара (в пределах установленного для приемки срока).
- количество товара ненадлежащего качества или некомплектной оборонной продукции.
Уведомление о вызове представителя Поставщика направляется на адрес электронной почты Поставщика не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящейся оборонной продукции немедленно после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки оборонной продукции, тары или упаковки установленным требованиям.
В силу пункта 4.2.14. Контракта, об отрицательной оценке товара Грузополучатель уведомляет Заказчика посредством направления на адрес электронной почты Заказчика скан-копии акта недостатков не позднее одного рабочего дня после его оформления.
В соответствии с пунктом 4.2.15. Контракта, поставщик обязан, в срок не более 10 (десяти) рабочих дней с момента получения акта недостатков, вывезти с территории Грузополучателя товар, указанный в акте недостатков или устранить (при наличии возможности) недостатки, указанные в акте.
Пунктом 4.3.6. Контракта установлено, что при обнаружении несоответствия товара по размерно-ростовочным данным (для вещевого имущества), по количеству, а также несоответствия требованиям нормативно-технической (в том числе конструкторской) документации и Контракта, отсутствия маркировки на товаре, его таре и упаковке, механических дефектов и повреждений на поставляемом товаре, Грузополучатель приостанавливает приемку товара и действует в порядке, установленном в пунктах 4.2.11. - 4.2.16. Контракта.
Согласно пункту 5.1. Контракта, Поставщик гарантирует, что товар, поставленный в рамках Контракта, является пригодным к эксплуатации и использованию в течение всего гарантийного срока.
В соответствии с пунктом 6.2.5. Контракта, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы (при наличии). Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком условий Контракта, указанных в п. 6.1.5 Контракта.
Пунктом 9.1. Контракта установлено, что стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по Контракту, если неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: природных стихийных явлений (землетрясение, наводнение, пожар, тайфун), некоторых обстоятельств общественной жизни (военные действия, изменения законодательства), препятствующих надлежащему исполнению обязательств по Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных компетентными органами, которые возникли после заключения Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.
В силу пункта 9.2. Контракта, срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 9.3. Контракта, сторона, попавшая в чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, должна в течение 5 (пяти) дней известить другую Сторону о типе и возможной продолжительности обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по Контракту. Не уведомление или несвоевременное уведомление лишает Сторону права ссылаться на любое вышеуказанное обстоятельство, как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по Контракту.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями части 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 6.1.5. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 463, абзацем вторым ст. 464, п. 1 ст. 480, ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 6.1.5.1. Контракта, в случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется Поставщику. Датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик. Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается надлежащим уведомлением Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 8.5. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта (указывается при наличии одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта), в соответствии с гражданским законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 10.7 Контракта, 04.12.2023 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 11.12.2023 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе N б/н от 11.12.2023.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Поставщик был уведомлен надлежащим образом 11.12.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 22.12.2023.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Сведения о расторжении Контракта с ООО "Гринлайт" (вх. N 34225-ЭП/23 от 26.12.2023) были направлены Заказчиком в Санкт-Петербургское УФАС России 26.12.2023, то есть с соблюдением сроков, установленных в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России были представлены письменные пояснения Сторон.
Изучив представленные сторонами материалы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила следующее.
Поставщик направил в адрес Заказчика товар, что подтверждается документом от 21.11.2023 N 28 и отчетом о доставке курьерской службы (номер отправления RU088662934).
28.11.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика письмо о том, что поставляемый товар является оригинальным, соответствующим характеристикам и условиям Контракта, требованиям законодательства и соответствует стандартам, предназначен для использования на территории РФ, находится в законном обороте, не находится в залоге, под арестом или под иным обременением.
Однако, 11.12.2023 Заказчиком в ходе приемки товара выявлено несоответствие поставленного Поставщиком товара требованиям Контракта. В связи с указанным, Заказчиком был составлен акт недостатков N 4/287 от 11.12.2023.
В этот же день Заказчик разместил на ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России Поставщик сообщил, что Заказчиком был проведен лишь внешний осмотр поставляемого товара, а также не была проведена независимая экспертиза с привлечением внешних экспертов.
Кроме того, Поставщик обращался к дистрибьютеру, о получении разъяснений касательно товара. Согласно полученным Поставщиком ответам от дистрибьютера 20.11.2023 и 28.11.2023, маркировка на упаковках картриджей для лазерных принтеров является закодированной, имеет отношение к номеру партии (на картриджах из одной партии данная маркировка будет одинаковой) и служит для внутреннего использования логистическими службами и партнерами. Непосредственного отношения к дате производства данная маркировка не имеет.
Поставщиком было также отмечено, что в нарушение пункта 4.2.11 Контракта Заказчик не приостанавливал дальнейшую оценку соответствия товара, а также в нарушение пункта 4.2.12 Контракта не вызывал Поставщика путем направления ему уведомления о вызове представителя.
Также, согласно сведениям, которые были представлены на заседание комиссии следует, что Поставщиком 21.12.2023 был заменен товар на иной соответствующий требованиям, что подтверждается уведомлением об оформлении пропуска для представителя Поставщика от 21.12.2023, а также тем, что посредством ЕИС 21.12.2023 Поставщик направил Заказчику закрывающие документы для приемки.
Изучив представленные сторонами материалы, Комиссия приходит к выводу о том, что Участником предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Поставщиком были представлены доказательства, свидетельствующие о добросовестном поведении и принятие мер, направленных на исполнение принятых обязательств в установленные Контрактом сроки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Поставщика не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Гринлайн" (123098, Москва, ул. Гамалеи, д. 19, к. 2, пом. 1/1, ИНН: 7734469399), сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: <...>, ИНН: <...>, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 января 2024 г. N 078/10/104-2052/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024