Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя МА МО Полюстрово (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Мартиросяна В.А. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 34673-ЭП/23 от 27.12.2023) на действия комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по содержанию оборудования детских и спортивных площадок, зон отдыха, малых архитектурных форм, уличной мебели и хозяйственно-бытового оборудования, расположенных в границах внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Полюстрово (извещение N 0172300009223000021) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 18.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172300009223000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 471 448, 58 рублей.
В жалобе ИП Мартиросян В.А. указывает на неправомерные действия котировочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении его заявки на участие в запросе котировок.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с пунктами 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.12.2023 NИЗК1, заявка ИП Мартиросяна В.А. была отклонена котировочной комиссией по следующим основаниям:
"несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Причина несоответствия: В соответствии с п.1 утвержденной заказчиком Инструкции по предоставлению сведений о характеристиках поставляемого товара участник закупки указывает показатели товара, соответствующие значениям, установленным в извещении о проведении закупки. Показатели могут быть конкретными. Показатели могут быть неизменными. Показатели могут предоставлять участнику выбор из нескольких вариантов. Согласно п.3 Инструкции если в приложении N2 к описанию объекта закупки значение показателя выражено без использования слов и символов, указанных в пункте 2 инструкции, то данное значение является неизменным, и указывается в заявке в соответствии с приложением N2 к описанию объекта закупки. В нарушение Инструкции в заявке участника отсутствует неизменяемый показатель по товару "Подвеска качелей с резиновым сиденьем" в части качественных характеристик товара. А именно, участником не указана неизменяемая характеристика материала "пластик", используемого для изготовлении товар".
Согласно п.п. а) п. 2 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении закупки в отношении товарной позиции "Подвеска качелей с резиновым сиденьем" установлены, в том числе, следующие требования:
Функциональные характеристики товара |
Возрастная группа: 1-3 лет |
Технические характеристики товара |
Габаритные размеры подвеса: 598x350x1364 мм Габаритные размеры сиденья (ДхШхВ сиденья) 450х350х249 |
Качественные характеристики товара |
Комплектация: Крепление подвеса должно обеспечивать горизонтальное положение относительно плоскости площадки в состоянии покоя и исключать возможность обрыва цепи в месте подвески. Подвес гибкий должен быть выполнен из оцинкованной стальной цепи, изготовленной методом контактной электросварки. На поверхности цепи не должно быть трещин, ситовидной пористости, плены и расслоения. К подвесу должно крепиться сиденье- колыбель, выполненное из обрезиненного металла и пластина. Материалы: Весь крепеж должен быть оцинкован, все углы закруглены радиусом не менее 3 мм. Сварные швы должны быть гладкими и исключать возможность травмирования пользователей при контакте. Металлические элементы конструкции не должны состоять из нескольких частей, соединенных между собой. Концы труб должны быть закрыты пластиковыми заглушками на местах резьбовых соединений. Промежутки и стыки между элементами оборудования не должны допускать застревания частей тела и одежды пользователей. В конструкции должна быть предусмотрена возможность доступа взрослого при обстоятельствах, требующих посторонней помощи пользователю. |
Согласно установленной Заказчиком инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок, участник закупки указывает показатели товара, соответствующие значениям, установленным в извещении о проведении закупки. Показатели могут быть конкретными. Показатели могут быть неизменными. Показатели могут предоставлять участнику выбор из нескольких вариантов. Согласно п. 3 Инструкции, если в приложении N2 к описанию объекта закупки значение показателя выражено без использования слов и символов, указанных в пункте 2 инструкции, то данное значение является неизменным, и указывается в заявке в соответствии с приложением N2 к описанию объекта закупки.
Таким образом, исходя из приведенного выше описания объекта закупки, с учетом положения инструкции по заполнению заявки, в рассматриваемом случае участник закупки обязан был указать значение показателя в неизменном виде, поскольку при установлении требования к рассматриваемому показателю Заказчиком не использовались слова и символы, указанные в пункте 2 инструкции.
Вместе с тем, в данном случае Заявитель пренебрег требованиями извещения и не указал значение показателя материал заглушек.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у комиссии Заказчика имелись достаточные основания для отклонения заявки Заявителя по основаниям, изложенным в итоговом протоколе. Приняв оспариваемое Заявителем решение, котировочная комиссия действовала в порядке ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованным.
2. В результате проведения внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
Часть 3 ст. 7 Закона о контрактной системе гласит, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлен порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946 пункт 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145, дополняется требованием о формировании характеристик описания объекта закупки, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, посредством интерфейса единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки.
С 1 октября 2023 года указывать функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки всем Заказчикам необходимо в структурированном виде.
25.09.2023 Министерство финансов Российской Федерации направило участникам контрактной системы в сфере закупок информационное письмо за N 24-03-09/90944 о размещении описания объекта закупки в единой информационной системе где отмечает, что Положение устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности:
- формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения);
- документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения).
При осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции (то есть если товар не по КТРУ, а по ОКПД 2), извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023 года:
- описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ с учетом Положения; описание объекта закупки, включающее характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.
Заказчик приложил документ с полным описанием объекта закупки, содержащий, в том числе, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме с использованием единой информационной системы вышеуказанные характеристики не указаны.
Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований ч. 3 ст. 7 и ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Принимая во внимание ранее выданное Заказчику, комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС не находит оснований для повторной выдачи предписания об устранении выявленных в рамках рассмотрения настоящей жалобы нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Мартиросяна В.А. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с ранее выданным.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2024 г. N 44-26/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024