Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГБУ ДО СШОР Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" (далее - Участник, Подрядчик): директора.,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33553-ЭП/23 от 19.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва Колпинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Заводской пр., д. 64, литера А (извещение N 0372200067422000061),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва Колпинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Заводской пр., д. 64, литера А (извещение N 0372200067422000061) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 600 087,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.12.2022 N ИЭОК1 (далее - Протокол) победителем Конкурса признано ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" заключен государственный контракт N 7/2023 от 10.01.2023 на сумму 1 780 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник взял на себя обязательства выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания государственного бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва Колпинского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Заводской пр., д. 64, литера А (далее - Работы).
Согласно п. 2.12 Контракта Срок выполнения работ, включая этап согласования составляет 210 календарных дней, но не позднее 11.08.2023.
По состоянию на 02.11.2023 Подрядчик обязательства по Контракту не выполнил, в том числе, не предоставил Заказчику документы о согласовании документации в соответствии с п. 16 Задания (Приложение N 1 к Контракту), а также положительное заключение проверки достоверности определения сметной стоимости.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 02.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с Заданием (Приложение N1 к Контракту), исходными данными, сметной документацией (Приложение N 2 к Контракту).
В соответствии с п. 11 Задания (Приложение N 1 к Контракту) Подрядчик обязался "проектную документацию разработать в соответствии с ППРФ N87 от 16.02.2008 г. "О составе разделов проектной документации и требованиях по их содержанию", с письмом Минрегион развития РФ от 22.06.2009 г. N19088-ск/08, РМД 11-08-2009 "Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге", ГОСТ Р 21.1101-2013 и основными требованиями к П и РД в составе:
1. Общая пояснительная записка (ОПЗ) текстовая часть
2. Схема планировочной организации земельного участка
3. Архитектурно-строительные решения
4. Конструктивные и объёмно-планировочные решения
5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений:
- Система электроснабжения;
- Система водоснабжения;
- Система водоотведения;
- Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети;
- Сети связи (АПС, СОУЭ, Видеонаблюдение, ОС, ЛВС)
- Устройство водоотведения и защиты подвала от проникновения талых вод, ремонт отмостки.
-Технологические решения;
- Автоматизация вент. систем;
6. ПОС (текстовая и графическая часть);
7. Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды.
9. Перечень мероприятий и технических решений, обеспечивающих доступность МГН.
10. Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований по оснащению здания приборами учета используемых энергетических ресурсов;
11. Сметная документация по разделам;"
Акт передачи объекта в работу, содержащих исходные данные был направлен Подрядчику 05.10.2023
Не смотря на отсутствие необходимых исходных данных, Подрядчик приступил к выполнению своих обязательств по Контракту.
Передача документов, содержащих исходные данные для выполнения работ, со стороны Заказчика носила длительный характер:
- 13.01.2023 Участник получил исходные данные (технический паспорт, ЕГРН на здание, ЕГРН на земельный участок)
- 08.02.2023 Заказчик предоставил технические условия на оснащение комплексными системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга объекта:
- 08.02.2023 Заказчику отправили письмо о приостановлении сроков исполнения контракта. Технические Условия как исходные данные (ТУ) на подключение сетей и коммуникаций по состоянию на 07.02.2023 Заказчиком Подрядчику не переданы.
- 21.02.2023 Заказчик предоставил договор Водоканал
- 07.03.2023 Заказчик предоставил ТУ на теплоснабжения
- 10.04.2023 письмо от заказчика 207-Н от 10.04.202 3г (по фасадам);
- 14.04.2023 Подрядчиком было получено задание от КГА на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства
- 21.04.2023 Заказчику отправили планы на согласование, для дальнейшей разработки сетей и коммуникаций. Планировку и назначение помещений согласовать в процессе проектирования с Заказчиком, с учетом назначения здания - спортивная школа. (согласования от Заказчика не получили).
- 23.05.2023 как исходные данные заказчик предоставил топографическую съемку.
07.08.2023 Подрядчиком отправлен проект благоустройства элементов благоустройства в КГА на согласование в границах здания, что предусмотрено техническим заданием и контрактом.
- 05.09.2023 получен отказ о согласовании проекта благоустройства.
КГА выдано задание на благоустройство этого же объекта по другому контракту, в котором предусматривается именно благоустройство территории, включая ограждения, дорожки, отмостки и МАФы. Проектирование же нашего контракта выполняется в границах здания, (что и зафиксировано в задании КГА), а не участка.
Причина отказа КГА - необходимо выполнить проектирование в границах участках, а не здания.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение Заказчика вступило в законную силу 14.11.2023, однако Заказчик направил в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков только 29.12.2023, что образует в его действиях нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" (ИНН: 2129022519), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения требований ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 декабря 2023 г. N РНП-78-1884/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024