Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ГБОУ СОШ N 158 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "Авангард-Строй" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33187-ЭП/23 от 15.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещений с перепланировкой в здании ГБОУ СОШ N 158 Калининского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004322000313),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга 19.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещений с перепланировкой в здании ГБОУ СОШ N 158 Калининского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004322000313) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 5 742 818,18 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.10.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Авангард-Строй".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Авангард-Строй" заключен государственный контракт N 0172200004322000313/СМП от 25.10.2022 (далее - Контракт) на сумму 5 690 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий Контракта:
- если задержка в приемке объекта Подрядчиком для выполнения работ составляет более 5 (пяти) дней;
- если задержка в сроках выполнения работ Подрядчиком составляет более 10 (десяти) дней;
- если Подрядчик заявляет требования об увеличении цены Контракта или изменения объема работ и заключении соответствующего дополнительного соглашения и отказывается выполнять обязанности на условиях о цене и объемах, предусмотренных данным Контрактом;
- если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки не устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Авангард-Строй".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещений с перепланировкой в здании ГБОУ СОШ N 158 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) в течение 300 (трёх ста) дней с момента заключения Контракта (п. 4.2 Контракта).
По состоянию на 30.11.2023 документация проходит этап экспертизы определения сметной стоимости в СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы".
Заказчик пришел к выводу, что с большой вероятностью в 2023 году экспертиза проведена не будет.
В соответствии с условиями Контракта Контракт действует до исполнения сторонами своих обязательств в установленные Контрактом сроки, но не позднее 31.12.2023.
В виду этого необходимо учитывать ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в которой установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Это положение является развитием ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, в которой указано, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, не соблюдение сроков является существенным нарушением обязательств по Контракту.
Таким образом, Подрядчик не исполнил своих обязанностей, тем самым нарушил п. 4.2 Контракта.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 2 ст. 450, ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 2 ст. 523 ГК РФ, п.п. 7.3, 7.6 Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 17 ст. 38 Федерального закона N 323-ФЗ, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Авангард-Строй" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что Подрядчиком в адрес Заказчика был передан комплект проектно-сметной документации по накладной N1 от 10.05.2023.
Комплект проектно-сметной документации в рабочем порядке согласован СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Калининского района" (исх. N1447/23-0-0 от 25.07.2023).
В соответствии с п. 2.2.7 Контракта Заказчик обязан провести экспертизу в части соответствия предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных Контрактом, в порядке, установленном Контрактом.
По состоянию на 31.08.2023 Заказчиком не был заключен договор на проведение экспертизы достоверности определения сметной стоимости с СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы", что подтверждается письмом, направленным в адрес Заказчика от 31.08.2023 исх. N 9/08-23. Ответ на указанное письмо Подрядчиком не был получен, в связи с чем Подрядчик не мог выполнить обязательства по Контракту в части сопровождения прохождения экспертизы.
19.09.2023 Заказчик фактически заключил договор на проведение экспертизы достоверности определения сметной стоимости с СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы" (Государственный контракт от 19.09.2023 N 764). Регламентированный срок выполнения работ по проведению государственной экспертизы - 15.12.2023.
Подрядчиком 01.12.2023 было направлено обращение в адрес Заказчика (письмо исх. N1/12-23 от 01.12.2023) с просьбой продлить срок Контракта в связи с задержкой рассмотрения направленной проектно-сметной документации и заключением договора на проведение экспертизы достоверности определения сметной стоимости. Однако ответа получено от Заказчика не было.
06.12.2023 Подрядчиком направлено в адрес Заказчика письмо с возражениями относительно одностороннего отказа от исполнения контракта (исх. N 3/12-23 от 06.12.23). Ответ также в адрес Подрядчика не поступил.
В настоящий момент Подрядчик продолжает работу по прохождению экспертизы достоверности определения сметной стоимости и планирует исполнить все свои обязательства по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Авангард-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, учитывая активные действия ООО "Авангард-Строй", направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Авангард-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Авангард-Строй" (ИНН: 7814527416), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2023 г. N РНП-78-1838/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024