Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" (далее - Заказчик):
ООО "ЛОТУС" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33182-ЭП/23 от 15.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку светодиодных модулей для световой инсталляции в фойе второй сцены Мариинского театра (извещение N 0372100014223000177),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку светодиодных модулей для световой инсталляции в фойе второй сцены Мариинского театра (извещение N 0372100014223000177) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 329 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЛОТУС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЛОТУС" заключен государственный контракт N 178/23-ЭА от 25.09.2023 (далее - Контракт) на сумму 146 054,59 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.6, 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЛОТУС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку светодиодных модулей для световой инсталляции в фойе второй сцены Мариинского театра (далее - Товар) в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта (п. 3.1 Контракта).
Таким образом, срок поставки Товара по 28.11.2023 (включительно).
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) в том числе, приложении N 1.1 к Спецификации (Описание объекта закупки. (Техническое задание) и 1.2. (Информация о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), указанная в Заявке на участие в электронном аукционе), являющейся неотъемлемой частью Контракта (п. 1.2 Контракта).
В соответствии с обязанностями, установленными условиями Контракта, Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и Спецификацией (п. 4.1.1 Контракта), обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом (п. 4.1.2 Контракта).
В соответствии с п. 3.7 Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
По результатам проведенной экспертизы товара, Заказчик составляет заключение об отсутствии или наличии нарушений условий Контракта.
Приемка товара осуществляется Заказчиком в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документа о приемке (датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Поставщиком, считается дата размещения в соответствии с п. 3 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе такого документа в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик).
Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе в сфере закупок документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 3.12 Контракта).
Расчеты между Заказчиком и Поставщиком производятся в срок не более семи рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке в электронной форме, формируемого Поставщиком посредством единой информационной системы в сфере закупок (далее - Документ о приемке) с приложением акта приема-передачи Товара, содержащего опись и количество поставленного Товара, счета (счета-фактуры) на оплату поставленного товара (п. 2.7 Контракта).
03.11.2023 Поставщик по счет-фактуре от 03.11.2023 N 72 поставил Заказчику Товар - "Светодиодный модуль LS" в количестве 1000 штук на общую сумму 146 054,59 рублей.
17.11.2023 Заказчик отказал Поставщику в приемке Товара после проведения экспертизы поставленного Товара своими силами (акт внутренней экспертизы Товара N 461/КС от 17.11.2023) и разместил в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от приемки товара от 17.11.2023 N 784.
В мотивированном отказе от 17.11.2023 N 784 Заказчик также указал на необходимость в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения мотивированного отказа поставить Заказчику Товар, соответствующий условиям заключенного Контракта.
Такой срок для замены Товара наступил у Поставщика 22.11.2023. По состоянию на указанную дату Поставщик Товар, соответствующий условиям заключенного Контракта, Заказчику не поставил, о чем 23.11.2023 Заказчиком составлен акт об отсутствии поставки Товара на замену и размещен в единой информационной системе в сфере закупок.
По состоянию на дату поставки Товара по Контракту (28.11.2023) Товар, соответствующий условиям Контракта, также не был поставлен и не был заменен.
Со стороны Поставщика имеет место быть факт неисполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных нормативных актов, а при их отсутствии - в соответствии с обычаями делового оборота. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст.ст. 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
В соответствии с ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании изложенного ввиду того, что Поставщиком ООО "ЛОТУС" поставка светодиодных модулей для световой инсталляции в фойе второй сцены Мариинского театра, соответствующих условиям Контракта, Техническому заданию, Спецификации не осуществлена, а также в срок, установленный в мотивированном отказе от подписания документа о приемке (исх. от 17.11.2023 N 784) замена Товара на соответствующий Товар условиям Контракта не произведена, Заказчик, руководствуясь требованиями ст. 523 ГК РФ, п.п. 9 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.2 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЛОТУС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что 03.11.2023 Поставщик своевременно и в соответствии с условиями Контракта поставил Товар Заказчику.
В соответствии с мотивированным отказом от 17.11.2023 Заказчик отказался от приемки Товара в количестве 1000 шт. в связи с несоответствием поставленного и заявленного Товара по Контракту.
В соответствии с договором поставки на товар N 2023/3 от 26.09.2023 ООО "Ампер Электро" поставило ООО "ЛОТУС" светодиодные модули в количестве 1000 штук для дальнейшей поставки в адрес Заказчика. Описание объекта закупки (Техническое задание) на поставку светодиодных модулей полностью соответствовало запрашиваемому Товару Заказчиком.
20.11.2023 Поставщиком направлена претензия в адрес ООО "Ампер Электро" с требованием установить и устранить причины такой поставки, и предоставить ООО "ЛОТУС" информацию о такой поставке.
ООО "Ампер Электро" в ответ на претензию от 20.11.2023 пояснило, что мастер участка Еремеева А.А., отвечающая за сверку всех деталей таких поставок, более не осуществляет работу в связи с расторжением трудового договора от 18.09.2023.
Таким образом, ООО "Ампер Электро" возложило функции мастера производственного участка на технического специалиста Медведева Евгения Леонидовича без освобождения от основной работы.
Ответственным сотрудником ООО "Ампер Электро" в процессе выполнения своих прямых обязанностей была допущена ошибка в сверке технических характеристик запрашиваемого и поставляемого Товара путем визуального осмотра и оценочного суждения, так как запрашиваемый и поставляемый Товар идентичны по своей форме.
В соответствии со ст.ст. 192, 193 ТК РФ за ненадлежащее исполнение техническим специалистом Медведевым Е.Л. по его вине трудовых обязанностей, выразившееся в несоответствии запрашиваемого и поставляемого Товара, ООО "Ампер Электро" применило дисциплинарное взыскание в виде выговора от 21.11.2023. Техническим специалистом была написана объяснительная.
21.11.2023 Поставщик уведомил Заказчика о том, что не имеет возможности в требуемый Заказчиком срок (в течение 3 (трех) рабочих дней) произвести замену Товара в связи с отсутствием на заводе комплектующих для производства светодиодных модулей, в частности защитный стабилизатор NUD4700SNTIG, поставка которых приостановлена на неопределенный срок.
Указанная информация подтверждается ответом ООО "Ампер Электро" от 20.11.2023, а именно, что в связи с переоборудованием технологических процессов изготовление новой партии светодиодных модулей не представляется возможным, а на складском запасе защитный стабилизатор NUD4700SNTIG отсутствует.
В ответ на принятое Заказчиком Решение Поставщик сообщил Заказчику, что желает исполнить Контракт по закупке, что не является сложностью, так как у Поставщика имеются все необходимые ресурсы для исполнения Контракта.
В кратчайшие сроки в целях удовлетворения требований Заказчика и условий по Контракту, Поставщиком были направленны запросы о наличии у производителей/поставщиков необходимого Товара.
05.12.2023 Поставщиком был получен ответ от ООО "Фарадей" о наличии "светодиодного модуля 1W Star с напаянным чип шунтом в количестве 1000 штук, сроком гарантии на изделие 1 год. Однако, ООО "Фарадей" указал, что срок производства составит 15-20 рабочих дней.
При взаимодействии с представителями ООО "Фарадей" Поставщиком было уточнено, что сроки производства сократить не представляется возможным по причине того, что это технологический процесс и требует указанное время для его сборки, комплектации, отправки.
07.12.2023 Поставщик продолжил направлять запросы к поставщикам/производителям таких товаров в намерении найти аналогичный Товар с целью сокращения сроков поставки менее чем 15-20 рабочих дней.
Также Поставщик сообщил Заказчику, что согласно п. 6.3 Контракта готов при просрочке исполнения своих обязательств уплатить Заказчику пени, а также поставить требуемый Товар в адрес Заказчика в течение 15-20 рабочих дней, тем самым выполнить условия по Контракту, либо в более ранние сроки, как только представится такая возможность.
Таким образом, Поставщик объяснил Заказчику причину допущенной ошибки и поставки Товара, не соответствующего требованиям Контракта, и просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дополнительно в случае, если у Заказчика нет возможности ожидания вышеуказанных сроков поставки, также было предложено расторгнуть Контракт по соглашению сторон с оплатой штрафных санкций Поставщиком, чтобы Заказчик смог найти нового поставщика и более оперативно получать необходимый Товар.
Вместе с тем ответа от Заказчика в адрес Поставщика не поступило.
Представитель Участника считает, что Поставщиком были предприняты все законные попытки урегулировать отношения между сторонами Контракта и исполнить обязательства по Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЛОТУС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая активные действия ООО "ЛОТУС", направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ЛОТУС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЛОТУС" (ИНН: 5404080441), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2023 г. N РНП-78-1833/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2024