Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ГБОУ СОШ N 69 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "РУСМАФ" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33185-ЭП/23 от 15.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на благоустройство территории (извещение N 0372200155622000009),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на благоустройство территории (извещение N 0372200155622000009) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 770 741,64 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.10.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "РУСМАФ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РУСМАФ" заключен государственный контракт N 0372200155622000009/69/СМП от 27.10.2022 (далее - Контракт) на сумму 586 591,83 рублей, согласно которому в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на благоустройство территории (далее - Работы) в течение 180 (ста восьмидесяти) дней (в т.ч. 90 дней на получение необходимых технических условий, разрешений на проектирование и согласования) с момента вступления Контракта в силу, в соответствии с п. 9.1 Контракта (п. 5.2 Контракта).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий Контракта:
- если задержка в приемке объекта Подрядчиком для выполнения Работ составляет более 5 (пяти) дней;
- если задержка в сроках выполнения работ Подрядчиком составляет более 10 (десяти) дней;
- если Подрядчик заявляет требования об увеличении цены Контракта или изменения объема Работ и заключении соответствующего дополнительного соглашения и отказывается выполнять обязанности на условиях о цене и объемах, предусмотренных данным Контрактом;
- если отступления в выполненной Работе от условий Контракта или иные недостатки не устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.06.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "РУСМАФ", в связи с невыполнением Работ в установленный Контрактом срок.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.07.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
12.07.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 29.06.2023 в связи с предоставлением Подрядчиком проекта благоустройства на согласование, документов по согласованию проекта с обслуживающими организациями и уведомлением о согласовании исполнительной документации в срок до 10.10.2023.
При этом 04.12.2023 Заказчик пришел к выводу, что Подрядчик не исполнил своих обязанностей, тем самым нарушил п. 5.2 Контракта, и повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) ввиду того, что предоставленные Подрядчиком документы не содержали информацию о невозможности исполнения обязательств, установленных Контрактом, и указывали на несвоевременность подачи документов на согласование необходимых технических условий и разрешений на проектирование.
04.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что после заключения Контракта Подрядчику не было передано от администрации ГБОУ СОШ N 69 Калининского района Санкт-Петербурга Задание на разработку проекта от КГА ввиду того, что оно не было получено, и без которого к выполнению Работ приступить не представлялось возможным. Администрация ГБОУ СОШ N 69 Калининского района Санкт-Петербурга по запросу Подрядчика обращалась в КГА для получения задания, и в результате его выдали только 30.11.2022, после чего Подрядчик смог приступить к выполнению Работ.
Первым этапом для разработки проекта необходимо было сделать топосъемку, что в заснеженный зимний период оказалось проблематичным и тоже повлияло на задержку разработки проектной документации.
Для качественного выполнения Работ ООО "РУСМАФ" было принято решение передать данные Работы на субподряд ООО "Вдохновляй", которое в свою очередь по согласованию с ООО "РУСМАФ" делегировало разработку проекта опытной компании с многолетним стажем ООО "Служба согласований".
ООО "Вдохновляй" оплатило аванс по договору в пользу ООО "Служба согласований", а также услуги СПХ Калининского района, что подтверждается представленными на заседание Комиссии УФАС платежными поручениями. По договору с ООО "Служба согласований" работы по разработке проекта в полном объеме должны были быть выполнены в срок до 15.08.2023, включая все необходимые согласования.
ООО "Служба согласований" разработало проект, дважды отправляло его на проверку в КГА и дважды получало отказ с многочисленными причинами несогласования. После второго отказа от КГА сотрудники ООО "Служба согласований" перестали выходить на связь. 28.09.2023 Подрядчик просил дать разъяснения о причинах невыполнения Работ, но ответа не последовало.
ООО "Вдохновляй" было вынуждено написать письмо о расторжении контракта и судебным иском вернуть авансирование, произведенное согласно контракту.
В связи со сложившийся ситуацией ООО "РУСМАФ" совместно с ООО "Вдохновляй" наняли группу проектировщиков для скорейшего завершения Работ. При этом исходные данные не были переданы и проект пришлось разрабатывать с нуля, что так же заняло дополнительное время.
Представитель Участника сообщил, что проект был разработан и скорректирован, после чего отправлен на повторное согласование в КГА. В Комитете по благоустройству было получено положительное согласование, а в КГА принято устранение всех замечаний кроме одного. Принципиальных разногласий по решениям в проекте у КГА не имелось, в отказе фигурирует всего один пункт, который связан с формулировкой абзаца, а не с его смысловым содержанием. В устной форме с сотрудниками КГА были оговорены необходимые правки, которые были внесены в проект, однако получить согласование в 2023 году уже не представляется возможным.
06.12.2023 Заказчик отклонил предложение Подрядчика подписать дополнительное соглашение и дать ООО "РУСМАФ" время на получение последнего согласования в КГА.
Представитель Участника считает, что исполнение Контракта в установленный Контрактом срок не представилось возможным в связи с тем, что изначально начало выполнения Работ было затянуто по вине Заказчика из-за несвоевременного предоставления данных для начала Работ.
Так же представитель Участника отметил, что с 2015 года у ООО "РУСМАФ" не было срывов сроков по государственным контрактам, напротив ООО "РУСМАФ" имеет благодарственные письма от государственных заказчиков и положительные отзывы от жителей города.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РУСМАФ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "РУСМАФ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РУСМАФ" (ИНН: 7810359087), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2023 г. N РНП-78-1836/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2024