Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГКУ "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителей ООО "ЭНЕРГО АЛЬЯНС" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33536-ЭП/23 от 19.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории кладбища - Колумбария крематория и Поля памяти (извещение N 0372200047222000040),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории кладбища - Колумбария крематория и Поля памяти (извещение N 0372200047222000040) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 76 879 700,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЭНЕРГО АЛЬЯНС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭНЕРГО АЛЬЯНС" заключен государственный контракт N 1039-ст от 12.08.2022 (далее - Контракт) на сумму 66 116 542,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭНЕРГО АЛЬЯНС".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по благоустройству территории кладбища - Колумбария крематория и Поля памяти (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, Шафировский проспект, участок 2 (Колумбарий крематория и Поле памяти) (далее - Объект) в установленные Контрактом сроки.
В соответствии с п.п. 4.2, 4.2.1 и 4.2.2 Контракта Работы по Контракту выполняются в 2 этапа:
- 1-ый этап выполнения Работ: начало выполнения Работ с момента заключения Контракта, окончание выполнения Работ не позднее 15.11.2022;
- 2-ой этап выполнения Работ: начало выполнения Работ с 01.01.2023, окончание выполнения Работ не позднее 30.09.2023.
В соответствии п.п. 2.2 и 2.3 Контракта цена Контракта составляет 66 116 542,00 рублей, в том числе НДС 20 % - 11 019 423,67 рублей. Цена Работ подлежащих выполнению в 2022 году (1 этап) составляет 48 916 542,00 рублей, в том числе НДС 20 % - 8 152 757,00 рублей. Цена Работ подлежащих выполнению в 2023 году (2 этап) составляет 17 200 000,00 рублей, в том числе НДС 20 % - 2 866 666,67 рублей.
По состоянию на 05.12.2023 фактически:
1. в 2022 году Заказчик своевременно перечислил аванс в размере 6 % от цены 1-ого этапа Контракта, что составило 2 934 992,52 рублей, в том числе НДС 20 % - 489 165,52 рублей;
2. Подрядчик полностью погасил аванс в размере 2 934 992,52 рублей; выполнил работы по благоустройству территории кладбища - Колумбария крематория и Поля памяти (1-ый этап) в полном объеме на сумму 48 916 542,00 рублей, в том числе НДС 20 % - 8 152 757,00 рублей;
3. в 2023 году Заказчик своевременно перечислил аванс в размере 6 % от цены 2-ого этапа Контракта, что составило 1 032 000,00 рублей, в том числе НДС 20 % - 172 000,00 рублей;
4. Подрядчик аванс в размере 1 032 000,00 рублей не погасил, не выполнил работы по благоустройству территории кладбища - Колумбария крематория и Поля памяти (2-ой этап) на сумму 17 200 000,00 рублей, в том числе НДС 20 % - 2 866 666,67 рублей. Документы об объеме фактически выполненных в 2023 году Работ Подрядчиком не предоставлены.
Таким образом, Заказчик пришел к выводу, что Подрядчик не приступил своевременно к исполнению 2-ого этапа Работ по Контракту, Работы по Контракту окончить к сроку явно невозможно.
В связи с вышеизложенным, на основании п. 3 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЭНЕРГО АЛЬЯНС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 18.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что с Решением Заказчика по вине Подрядчика не согласен, так как Подрядчик своевременно приступил к выполнению Работ по 2-му этапу Работ по Контракту, а Работы не были выполнены в полном объеме по причинам, не связанным с виновным бездействием Подрядчика. Подрядчик не мог приступить к выполнению Работ, предусмотренных Контрактом, по ряду объективных причин, не зависящих от сторон Контракта, о чем Подрядчик своевременно ставил в известность Заказчика.
Пункт 3.2.9 Контракта обязывает Подрядчика немедленно письменно предупредить Заказчика об обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности результата выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок.
В пункте 1.3 Контракта указано, что при получении от Подрядчика уведомления в случае, указанном в п. 3.2.9 Контракта, рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения выполнения работ.
Подрядчик в ходе выполнения Работ неоднократно уведомлял Заказчика о невозможности выполнения части Работ на Объекте согласно условиями Контракта, установленным нормам и правилам, в период с 01.01.2023 по 02.11.2023 ввиду отсутствия необходимой плотности основания из песка (по ГОСТ 7394-85 коэффициент уплотнения песка для строительных работ не соответствовал проектному коэффициенту, что подтверждается протоколами лаборатории ООО "ЛСК", а работы по отводу грунтовых вод Заказчиком запланированы в сроки исключающие отток грунтовых вод со смежных участков, выполняются по отдельному государственному контракту другой подрядной организацией), которые прилегают к объемам, входящим в объем Работ 2 этапа по Контракту:
- N 1, 2 (карта захоронений N 11),
- N 3, 6 (карта захоронений N 9),
- N 1, 2 (карта захоронений N 12),
а также в зоне озеленения, расположенной вдоль проектируемой дороги.
О данных обстоятельствах неоднократно сообщалось Заказчику ранее на совместных совещаниях, а в последствии и в письме N 27-11/07 от 27.11.2023 (вх. N 6374 от 29.11.2023).
В связи с требованиями СНиП 3.06.03-85 работы по благоустройству Объекта, а именно устройство дорог из асфальтобетонного покрытия и тротуарной плитки, выполнить не представлялась возможным, в связи с тем, что укладка асфальта должна проводиться исключительно на сухое основание, работы в дождь запрещены. Кроме того, в связи с отрицательными температурами не представляется возможным устройство газонов и монтаж очистных сооружений, согласно указаниям и требованиям производителя, о чем Подрядчиком сообщалось ранее в письме N 03-11/07 от 03.11.2023 (вх. N 6174 от 17.11.2023).
Отсутствие содействия Заказчика в рассмотрении и согласовании дополнительных объемов, а именно вывоза грунта на полигон ТБО и устройства дорог из железобетонных плит.
Согласно п. 2.4 Контракта Подрядчик направил письмо N 01-03/01 от 01.03.2023 (вх. N 932 от 03.03.2023) о согласовании увеличения цены Контракта до 72 728 196,20 рублей, включая НДС 20 % с предоставлением документации, подтверждающей факт дополнительных затрат. Данная цена превышает изначальную цену Контракта на 10 %, или на 6 611 654,20 рублей, включая НДС 20%.
Согласно ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик должен был принять или направить Подрядчику мотивированный отказ от согласования дополнительных работ, однако Заказчик мотивированный отказ Подрядчику не направил, хотя Подрядчик дополнительные работы выполнил в полном объеме. По словам представителя Участника, это повлекло не только увеличения затрат, но и увеличение времени на выполнение Работ по вине Заказчика, так как должного содействия со стороны Заказчика не последовало.
Также представитель Участника сообщил, что ООО "ЭНЕРГО АЛЬЯНС" не отказывалось от своих обязательств по Контракту и делало все возможное, чтобы завершить выполнение Работ по Контракту до согласованного сторонами срока окончания Работ, а в последствии до установления отрицательных температур. В том числе для целей выполнения всего комплекса Работ по Контракту была закуплена тротуарная плитка и дополнительные элементы к оборудованию.
Принимая данные обстоятельства, Заказчик предложил Подрядчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон в соответствии с условиями п. 8.1 Контракта. Данное предложение поступило Подрядчику 21.11.2023 в письме Заказчика N 5687, однако 05.12.2023 Заказчик изменил свое решение и отказался от исполнения Контракта в одностороннем порядке.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЭНЕРГО АЛЬЯНС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ЭНЕРГО АЛЬЯНС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЭНЕРГО АЛЬЯНС" (ИНН: 7813579997), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2023 г. N РНП-78-1868/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2024