Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО Малая Охта (далее - Заказчик):
ИП Хабанова О.П. (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 106/24 от 09.01.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации отдыха и развлечений прочие, не включенные в другие группировки (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300011523000017. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 954 700, 00 рублей.
В жалобе ИП Хабанов О.П. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по не стоимостному критерию "Квалификация участников конкурса", а также в нарушении порядка описания объекта закупки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно извещению о проведении закупки следует, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок:
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
Квалификация участников закупки: - наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта (Характеристике N 1 (пп.2.1.) Общее количество выполненных контрактов/договоров - шт) |
Для оценки по Характеристике N 1 (пп.2.1.) "Общее количество выполненных контрактов/договоров" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены: 1) предмет договора (договоров), оцениваемого по характеристике N 1 (пп.2.1.) сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по организации и проведению мероприятий в рамках реализации вопросов местного значения, аналогичных предмету конкурса. В качестве мероприятий в рамках реализации вопросов местного значения, аналогичных предмету конкурса рассматриваются мероприятия содержательная часть, которых направлена на: - пропаганду здорового образа жизни среди молодежи и населения города; - формирования у населения (молодёжи) негативного отношения к употреблению наркотических веществ; - информирование населения об административной и уголовной ответственности за употребление и распространение наркотических средств; - профилактику правонарушений и преступности среди подростков; - Профилактику терроризма и экстремизма среди подростков, молодежи и жителей города, - формирование правовой культуры и законопослушного поведения, - профилактика межнациональных конфликтов среди населения города, - - организацию праздников для населения; - организация комплексной досуговой работы с населением через организацию регулярных мастер-классов, турниров, семейных эстафет, - формирование экологической культуры и базовых знаний по охране окружающей среды. К мероприятиям сопоставимым по характеру услуг, не относятся: конгрессы, ярмарки, митинги, демонстрации, шествия, карнавалы, исторические реконструкции, услуги по техническому обеспечению праздничных, досуговых, культурно-массовых, массовых и иных мероприятий, услуги по проведению корпоративных праздников для предприятий и организаций, проведение спортивных соревнований, спартакиад по различным видам спорта или одной из его дисциплин, проведение спортивных турниров, организацию работы спортивных секций, выполнение работ по праздничному оформлению и украшению, а также приобретение и распространение билетов на концерты/спектакли, приобретение и распространение билетов на спортивные состязания, матчи и т.п; приобретение и распространение абонементов в бассейны, фитнес-центры, спортклубы и т.п., встречи с блогерами, организация туристических слетов, походов.
2) перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта: - исполненный (-ые) контракт(-ы)/договор(-ы), акт(-ы) приемки оказанных услуг, дополнительные соглашения и изменения к таким контрактам/договорам (при наличии). При этом, последний акт, составленный при исполнении контракт(-ов)/договора(-ов), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке; Сведения о таких договорах могут быть представлены по рекомендованной форме "Опыт поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанного с предметом контракта", в соответствии с Таблицей N 1Приложения N4 к извещению. В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту/договору комиссия не будет учитывать такой контракт/договор для подсчета оценки. К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. По характеристике N 1 к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). По характеристике N 1 к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным Законом от 05.04.2013 N44-ФЗ. |
Из содержания объекта закупки следует, что предметом закупки является оказание услуг по организации отдыха и развлечений.
Согласно приложению N1 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчиком предусмотрено проведение следующих мероприятий:
88 |
Спорт КБК: 934 1101 1300000241 244 |
1. Физкультурное соревнование "Мама, папа, я - спортивная семья!", 2. Организация Шахматного клуба (1 раз в неделю) 3. Организация Шахматного турнира 4. Организация и проведение занятий в клубе скандинавской ходьбы (1 раз в неделю) |
А также, в разделе 10 (Проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан в 2024 году) предусмотрено проведение турнира по военно-прикладным выдам спорта среди молодежи.
Таким образом, в рамках закупаемых услуг Заказчиком предусмотрено проведение спортивных мероприятий.
При этом, из содержания установленного Заказчиком порядка оценки заявок на участие в конкурсе следует, что организация и проведение спортивных соревнований, спартакиад по различным видам спорта или одной из его дисциплин, проведение спортивных турниров не являются сопоставимыми предмету закупки услугами, что, в свою очередь, по мнению Комиссии УФАС, является необоснованным условием, поскольку объект закупки предусматривает проведение подобного рода мероприятий.
Следовательно, в указанной части установленный Заказчиком порядок оценки заявок не соответствует положению п.п. в) п. 28 Положения.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода Заявителя о наличии в составе извещения о проведении конкурса условий, ограничивающих количество участников закупки, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В соответствии с п. 30 Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Кроме того, согласно извещению о проведении закупки следует, что Заказчиком установлен порядок оценки заявок по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Для оценки по Характеристике N 2 (пп.2.2.) "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в соответствии с пунктом 30 Положения Заказчиком установлен перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для оказания услуг, являющихся объектом закупки:
оценивается обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, выраженная в наличии специалиста, имеющего направление/специальность/квалификацию высшего учебного учреждения "Психология", и\или "Социология", и\или "Педагогическое образование", и\или "Народная художественная культура", и\или "Менеджмент", "Менеджмент в сфере образования"
В качестве подтверждения по данному показателю участник закупки представляет:
- трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
В случае, если предоставление копий трудовых книжек связано с возможным разглашением персональных данных физического лица, могут быть представлены выписки. При этом выписки должны содержать достоверную информацию, подтверждающую наличие трудовых отношений между специалистом и участником закупки.
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В случае непредоставления информации, начисление баллов по данному критерию не производится.
Оценка производится в соответствии п.22 Положения по шкале оценки в таблице N1
Таблица N1
Значение детализирующего показателя Характеристика N 2 (пп.2.2.) |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии не менее 4 специалистов и более, имеющих направление/специальность/квалификацию высшего учебного учреждения "Психология", и\или "Социология", и\или "Педагогическое образование", и\или "Народная художественная культура", и\или "Менеджмент", "Менеджмент в сфере образования", состоящих в штате у участника и представлены подтверждающие документы. |
100 баллов |
Предложение о наличии не менее 3 специалистов, имеющих направление/специальность/квалификацию высшего учебного учреждения "Психология", и\или "Социология", и\или "Педагогическое образование", и\или "Народная художественная культура", и\или "Менеджмент организации", "Менеджмент в сфере образования", состоящих в штате у участника и представлены подтверждающие документы. |
75 баллов |
Предложение о наличии не менее 2 специалистов, имеющих направление/специальность/квалификацию высшего учебного учреждения "Психология", и\или "Социология", и\или "Педагогическое образование", и\или "Народная художественная культура", и\или "Менеджмент", "Менеджмент в сфере образования", состоящих в штате у участника и представлены подтверждающие документы. |
50 баллов |
Предложение о наличии 1 специалиста, имеющего направление/специальность/квалификацию высшего учебного учреждения "Психология", и\или "Социология", и\или "Педагогическое образование", и\или "Народная художественная культура", и\или "Менеджмент", "Менеджмент в сфере образования", состоящего в штате у участника и представлены подтверждающие документы. |
25 баллов |
Отсутствие предложения о специалистах, состоящих в штате у участника для обеспечения мероприятий, и не представлены подтверждающие документы |
0 баллов |
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком в составе извещения также установлено условие о том, что исполнитель программы должен иметь благодарности о проведенной программе, в том числе от образовательных учреждений, совета муниципальных образований. Исполнитель должен быть автором Программы мероприятий; также заказчиком определено, что куратор программы должен иметь благодарности о проведенной программе, в том числе от образовательных учреждений и совета муниципальных образований Санкт-Петербурга за качественное предоставление услуг.
В свою очередь, в силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В свою очередь, Комиссия УФАС отмечает, что требование о наличии у участника закупки различного рода благодарностей о проведенной программе не является критерием оценки заявок на участие в закупке, а по своему содержанию является требованием к деловой репутации участника закупки, которое, в свою очередь, не предусмотрено действующим законодательством, не влияющим на качество оказываемых услуг и, в значительной степени, является фактором, ограничивающим количество участников закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 3 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хабанова О.П. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 января 2024 г. N 44-113/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2024