Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик):
ООО "ИСПР" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33519-ЭП/23 от 19.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по дооснащению информационным оборудованием существующих пилонов, включая выполнение работ по подключению к сетям электроснабжения оборудования информационных пилонов на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования Василеостровского района Санкт-Петербурга для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000124),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по дооснащению информационным оборудованием существующих пилонов, включая выполнение работ по подключению к сетям электроснабжения оборудования информационных пилонов на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования Василеостровского района Санкт-Петербурга для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000124) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 20 964 894,99 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ИСПР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ИСПР" заключен государственный контракт N 03722000045230001240001 от 30.06.2023 (далее - Контракт) на сумму 20 964 894,99 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 9.3, 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ИСПР".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по дооснащению информационным оборудованием существующих пилонов, включая выполнение работ по подключению к сетям электроснабжения оборудования информационных пилонов на остановочных пунктах наземного городского пассажирского транспорта общего пользования Василеостровского района Санкт-Петербурга для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - Работы), начиная со следующего дня после даты заключения Контракта, но не позднее 15.11.2023 (включительно) (п. 4.1 Контракта).
Согласно п. 6.3.4 Контракта Подрядчик в течение 5 (пяти) рабочих дней, начиная со следующего дня после даты заключения Контракта, т.е. по 07.07.2023, обязан представить Заказчику календарный план производства работ и проект производства работ.
Однако в указанный срок документы Подрядчиком предоставлены не были. В этой связи в адрес Подрядчика было направлено письмо N 01-18-4133/23-0-0 от 26.07.2023 с требованием устранить допущенное нарушение в срок до 28.07.2023.
02.08.2023 Подрядчик предоставил на рассмотрение проекты производства работ, календарный план производства работ. Однако, календарный план производства работ был оформлен с нарушениями требований Контракта, что указано в письме Заказчика N 01-18-4310/23-0-0 от 02.08.2023 с требованием предоставить исправленный календарный план до 07.08.2023.
Вместе с тем в указанный срок скорректированный календарный план производства работ представлен не был.
Кроме того, в соответствии с п. 6.3.3 Контракта Подрядчик в срок 21 рабочий день, начиная со следующего дня после даты заключения Контракта (до 31.07.2023), должен получить за свой счет, без изменения сроков выполнения Работ по Контракту необходимые для производства Работ ордеры ГАТИ.
В установленный п. 6.3.3 Контракта срок ордеры ГАТИ не были получены по семи адресам: Нахимова ул., д. 26; Новосмоленская наб., д. 1; Большой пр., д. 31; Большой пр., д. 46; Одоевского д. 34; Средний пр., д. 28; Наличная ул., д. 27.
В связи с нарушениями п.п. 6.3.3, 6.3.4 Контракта Заказчиком на основании п. 4.10 Контракта был составлен акт о выявленных несоответствиях N 1 от 07.08.2023 со сроком устранения нарушений до 11.08.2023 и направлен в адрес Подрядчика (уведомление N 01-18-4398/23-0-0 от 07.08.2023).
Выявленные нарушения п.п. 6.3.3, 6.3.4 Контракта в указанный срок, а также по состоянию на 13.11.2023, 20.11.203, 27.11.2023 Подрядчиком не были устранены, в этой связи Заказчиком были составлены акты о выявленных несоответствиях N 2 от 13.11.2023 (уведомление N 01-18-6667/23-0-0 от 16.11.2023), N 3 от 20.11.2023 (уведомление N 01-18 -6760/23-0-0 от 20.11.2023), N 4 от 27.11.2023 (уведомление N 01-18-6973/23-0-0 от 27.11.2023) и направлены в адрес Подрядчика.
В связи с изложенными нарушениями условий Контракта Заказчиком в адрес Подрядчика была выставлена претензия от 21.11.2023 N 01-18-6775/23-0-0 на сумму 45 000,00 рублей.
В соответствии с п.п. 4.1, 6.3.2 Контракта Подрядчик в срок не позднее 15.11.2023 должен выполнить Работы в полном объеме.
Однако по состоянию на 04.12.2023 Работы по Контракту не были выполнены в полном объеме, а именно:
Нахимова ул. 26 - Работы не выполнены в полном объеме;
Новосмоленская наб. 1 - Работы выполнены частично:
- Подготовительные работы для без траншейной прокладки трубопровода методом прокола;
- рытье стартового котлована в мокром грунте II категории вручную - 3.375 куб. метра;
- рытье приемного котлована в мокром грунте II категории вручную - 3.375 куб. метра;
Большой пр. 31 - Работы не выполнены в полном объеме;
Большой пр. 46 - Работы не выполнены в полном объеме;
Одоевского 34 - Работы не выполнены в полном объеме;
Средний пр. 28 - Работы не выполнены в полном объеме;
Наличная ул. 27 - Работы не выполнены в полном объеме.
В этой связи Заказчиком выявленные несоответствия зафиксированы в актах N 3 от 20.11.2023 и N 4 от 27.11.2023 со сроком устранения нарушений до 04.12.2023. Однако в установленные сроки выявленные несоответствия не были устранены.
Таким образом, на дату составления решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта выявленные нарушения и несоответствия Подрядчиком не устранены, Работы в заявленном по Контракту объеме не выполнены, что является существенными нарушениями п.п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.4 Контракта.
Как следует из п.п. 9.3, 9.4 Контракта Контракт может быть расторгнут по основаниям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Если в процессе исполнения Контракта выясняется невозможность его надлежащего исполнения Подрядчиком и/или нецелесообразность его дальнейшего выполнения, в следующих случаях:
- неоднократного нарушения условий Контракта, зафиксированных Заказчиком;
- неоднократного неустранения несоответствий, зафиксированных Заказчиком;
- выполнения Работ с несоответствиями, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок и/или являются существенными и/или неустранимыми;
- полного и/или частичного невыполнения Работ, в том числе в рамках сроков, предусмотренных Контрактом;
- неисполнения и/или ненадлежащего исполнения любого из обязательств, предусмотренных п. 6.3 Контракта;
- существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Контракта (ст. 451 ГК РФ), Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно п. 3 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков, таким образом расторжение Контракта в одностороннем порядке осуществляется с соблюдением требований ч. 8-23 ст. 95 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 715 ГК РФ, в связи с нарушением Подрядчиком п.п. 6.3.2, 6.3.3, 6.3.4 Контракта и неоднократным неустранением несоответствий, зафиксированных Заказчиком, Заказчик, руководствуясь п. 9.4 Контракта, принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ИСПР" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что выполнять Работы по Контракту планировалось на кредитные средства, а именно на средства кредитной линии в ПАО Сбербанк, открытой с целью выполнения Контракта. При открытии кредитной линии, ООО "ИСПР" были выплачены авансы соисполнителям, а также закуплены необходимые строительные материалы в полном объеме. Параллельно с этим с 03.02.2023 ООО "ИСПР" выполняло Работы в г. Новый Уренгой по устройству монолитных железобетонных конструкций, находясь на субподряде у ООО "Нефтегазовые технологии и инженерные изыскания", заказчиком строительства является ООО "Газпром Инвест" Новый Уренгой". Всего на данном объекте строительства было задействовано около 120 человек (вместе с инженерно-техническим персоналом, и административно-управленческим составом). ООО "ИСПР" были выполнены работы в срок и с надлежащим качеством. Однако из-за постоянных просрочек оплаты выполненных работ заказчиком строительства, постоянных сбоев поставки строительных материалов и т.п., перед ООО "ИСПР" сформировалась большая дебиторская задолженность, а ООО "ИСПР" соответственно не смогло вовремя выплачивать заработную плату сотрудникам, оплачивать услуги контрагентов, оплачивать обязательные налоговые платежи. Все деньги что приходили от заказчика, шли на погашение долгов по заработной плате сотрудникам. В результате, в октябре 2023 года, ФНС по Санкт-Петербургу, а также Федеральная служба судебных приставов наложили аресты и взыскания на все расчетные счета ООО "ИСПР". Договориться с представителями ФНС и ФССП не представилось возможным. Такие меры воздействия как арест расчетных счетов ставит под угрозу выполнение государственных контрактов, т. к. данные меры взыскания автоматически блокируют возможность использования кредитных денежных средств, блокируют любую хозяйственную деятельность организации. ООО "ИСПР" неоднократно предоставлялись подтверждающие документы о том, что данная ситуация возникла по вине заказчика, были предоставлены все гарантийные письма и акты сверок, так же было предложено подписать трехстороннюю хартию, чтобы исключить вариант блокировки счетов. Однако все предложения ООО "ИСПР" и просьбы не были услышаны. Результатом того, что ООО "ИСПР" не могло вовремя выплачивать заработную плату, из организации уволились почти все рабочие, и инженерно-технические работники. И так как у кредитной линии есть срок ее использования (он наступил 27.11.2023), то и пользоваться кредитными средствами возможность была потеряна. При очередной частичной оплате выполненных ООО "ИСПР" работ заказчиком 22.11.2023, все средства с расчетного счета были списаны в счет погашения задолженности по налогам. Последнее взыскание с расчетных счетов было произведено только 21.12.2023. Понимая всю серьезность ситуации, ООО "ИСПР" были предприняты все возможные варианты для исполнения Контракта. Генеральный директор ООО "ИСПР" был вынужден оформлять потребительские кредиты на себя и членов своей семьи, заложить движимое имущество. Однако исполнить Контракт полностью не представилось возможным ввиду нехватки средств и времени. ООО "ИСПР" в рамках Контракта были полностью выполнены работы на пяти адресах и на данный момент подана исполнительная документация.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ИСПР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая совершений действий со стороны ООО "ИСПР", направленных на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ИСПР" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ИСПР" (ИНН: 7838092348), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2023 г. N РНП-78-1857/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024