Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Волна" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 130/24 от 09.01.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на содержание территорий, не имеющих ведомственной принадлежности, расположенных в административных границах Невского района Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0172200004723000365) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 14.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004723000365. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 999 205,20 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок, описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании пп. н) п. 1 ч. 1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценке заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
По мнению Заявителя, в смете, содержащейся в извещении, представлена противоречивая информация, не позволяющая Участнику в полном объеме проанализировать и оценить ее содержание в контексте собственных возможностей по выполнению указанных в ней работ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Локальный сметный расчет выполнен в территориальной сметно-нормативной базе, разработанной для выполнения работ по эксплуатации и содержанию объектов в Санкт-Петербурге и утвержденной Распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 30.12.2022 N 288-р.
Все примененные, в данном локальном сметном расчете, расценки, позволяют в полном объеме проанализировать и оценить содержание, объем работ, о также необходимые для выполнения работ механизмы и материалы, указанные в данном локальном сметном расчете.
ТЕР 81-02-2001 имеет информационный характер, т.к. на основании данного ТЕР была выпущена новая Территориальная сметно-нормативная база для выполнения работ по эксплуатации и содержанию объектов в СПб, утвержденные Распоряжением КГЗ СПб от 30.12.2022 N288-р., а именно:
ТЕР 81-02-2001 СПб Строительные нормы и правила Российской Федерации г. Санкт-Петербург, утвержден и введен в действие с 1 января 2002 года приказом Комитета экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга от 07.09.2001 г. N 223 и зарегистрирован Письмом Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20.12.2004 N 10-1228.
Письмо Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20.12.2004 N 10-1228 содержит информацию о регистрации Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минпромэнерго России ТСЦ 81-01-2001 г. Санкт-Петербург.
Территориальные Единичные расценки на строительные и специальные строительные работы для применения в Санкт-Петербурге в базисных ценах на 1 января 2000 г. предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости, а также для расчетов за выполненные строительные работы. Второе издание Общих указаний по применению Территориальных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы переработано, дополнено и приведено в соответствие с введенными в действие Госстроем России "Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" и "Указаниями по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы".
1.1. Территориальные Единичные расценки на строительные и специальные строительные работы для применения в Санкт-Петербурге разработаны в базисных ценах на 1 января 2000 г. и предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейскурантов на строительные работы, а также для расчетов за выполненные строительные работы.
1.2. Территориальные Единичные расценки составлены на основе:
- Государственных элементных сметных норм на строительные работы ГЭСН-2001(Госстрой России);
- средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции в г. Санкт-Петербурге по состоянию на 1 января 2000 г.;
- средних сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов в г. Санкт-Петербурге по состоянию на 1 января 2000 г.
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя является необоснованным.
По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении представлен закрытый перечень должностей, которых Участник должен привлечь для выполнения работ. Исходя из этого требования, Заказчик не позволяет участнику в полном объеме раскрыть свои конкурентные преимущества за счет указания всех специалистов, которых он фактически планирует привлечь к работе для ее качественного выполнения в рамках их должностных обязанностей.
Представитель Заказчика представил следующие пояснения.
В Приложение N 4 к Извещению в Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки (характеристики объекта закупки: качественные характеристики объекта закупки) указано следующее требование: "В том числе, описание должностных обязанностей привлекаемых специалистов (дворников, водителей, руководителей).
Данный перечень не является закрытым, или исчерпывающим, а носит рекомендательный характер.
При формировании своего предложения Участник руководствуется описанием объекта закупки и локальным сметным расчетом, исходя из требований, указанных в данных документах, участник оценивает необходимость в конкретных специалистах и указывает их должностные обязанности в рамках своего технического предложения.
Ознакомившись с содержанием извещения и пояснениями Заказчика, Комиссия УФАС считает данный довод необоснованным.
Заявитель в доводах жалобы указывает: в Приложение N 4 к Извещению в Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки (Характеристики объекта закупки: качественные характеристики объекта закупки) указано следующее требование: "В рамках показателя "Качественные характеристики объекта закупки" оценивается наличие предложения о выполняемых работах (оказываемых услугах) в отношении следующих составляющих предложения по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки": организационно-технические мероприятия - 1, контроль качества выполнения работ - 3, правила обеспечения безопасности при выполнении работ - 4, организация работы по обеспечению охраны труда - 5".
По мнению Заявителя, отсутствие каких-либо уточнений и/или пояснений не позволяет понять к чему относятся цифры 1,3,4,5 в сочетании со знаком "-". Следовательно, Участник не имеет возможности корректно представить требуемые данные, так как отсутствуют исчерпывающие информация о составляющих предложения.
Представитель Заказчика пояснил, что указанные цифры используются для нумерации составляющих предложения Участника. Они не несут дополнительной смысловой нагрузки, иначе соответствующие требования были бы указаны в извещении. Указанный порядок не влияет на оценку заявок, не является основанием для отклонения заявки.
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя является необоснованным.
В Приложение N 4 к Извещению в Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки (Характеристики объекта закупки: качественные характеристики объекта закупки) указано следующее требование: "Предложение в отношении порядка выполнения (оказания) вида выполнения работ (оказания услуг) признается представленным в случае, если описание вида выполнения работ (оказания услуг) содержит предложение в отношении всех подвидов выполнения работ (оказания услуг), соответствующих виду выполнения работ (оказания услуг), установленных в извещении о проведении закупки, и предложение в отношении подвидов выполнения работ (оказания услуг) представлено в полном объеме".
По мнению Заявителя, в извещении отсутствует информация о том, какие виды и подвиды работ следует описать, что делает невозможным представить данные в отношении качественные характеристики объекта закупки в полном объеме согласно указанным требованиям.
Из пояснений Заказчика следует.
Для оценки заявок по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" применяется детализирующий показатель, предусматривающий оценку характеристики, выраженной в предложении о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам выполнения работ (оказания услуг). Указанные виды и подвиды работ указаны в описании объекта закупки и локальном сметном расчете, которые являются неотъемлемой частью извещения.
Предложение в отношении порядка выполнения вида выполнения работ признается представленным в случае, если описание вида выполнения работ содержит предложение в отношении всех подвидов выполнения работ, соответствующих виду выполнения работ, установленных в извещении о проведении закупки, и предложение в отношении подвидов выполнения работ представлено в полном объеме.
Ознакомившись с содержанием извещения и пояснениями Заказчика, Комиссия УФАС считает данный довод необоснованным.
В Приложение N 4 к Извещению в Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки (Характеристики объекта закупки: качественные характеристики объекта закупки) указано следующее требование: "организация работ по поливке территории, уборке газонов, очистке урн от мусора".
По мнению Заявителя, Заказчик требует от участника представить описания работ: организация работ по поливке территории и очистке урн от мусора. Данные работы в смете отсутствуют. Следовательно, в извещении Заказчик представил противоречивые данные, приведшие к тому, что от Участника требуется предоставление данных не имеющих отношение к объекту закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
При оказании услуг, согласно п. 5.5. Описания объекта закупки Участник должен руководствоваться в том числе Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга".
Пункт 5.3.7. Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 961 от 09.11.2016 г. "Поливка производится в жаркую погоду при температуре 25°С и выше с интервалом не более шести часов." Данные работы включены в п. 5 и п. 12 локального сметного расчета "Мойка открытых тротуаров машиной прицепной ОМП-3,5 с трактором МТЗ-80(82)".
Пункт 11.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 961 от 09.11.2016 г. "_удаление мусора из урн в утренние часы по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки". Таким образом, Участник, в случае если территория оборудована урнами, должен производить удаление мусора в соответствии с требованиями ПП СПб N 961 от 09.11.2016 г. Данные работы включены в сметный расчет в рамках п. 36 и п. 38 локального сметного расчета "Утилизация отходов".
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя является необоснованным.
Заявителем запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки не подавался.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 24, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Волна" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 января 2024 г. N 44-123/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024