Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Экспресс" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33534-ЭП/23 от 19.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке здания и территории по адресу: 192241, Санкт-Петербург, Южное ш., д. 55, корп. 7 для нужд ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (декабрь 2023 года - март 2024 года) (извещение N 0372200257823000027),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке здания и территории по адресу: 192241, Санкт-Петербург, Южное ш., д. 55, корп. 7 для нужд ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (декабрь 2023 года - март 2024 года) (извещение N 0372200257823000027) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 997 052,64 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.11.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Экспресс", предложившее цену контракта ниже начальной максимальной цены контракта на 36,5 %.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Экспресс" заключен государственный контракт N 0372200257823000027 от 01.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 903 128,63 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае нарушения Исполнителем условий настоящего Контракта, в том числе:
7.5.1. В случае нарушения Исполнителем сроков оказания услуг более чем на 3 календарных дня;
7.5.2. В случае систематического (2-х и более раз) невыполнения или ненадлежащего выполнения Исполнителем обязательств по Контракту;
7.5.3. Если отступления в оказанных услугах от условий Контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Исполнителем, либо являются неустранимыми;
7.5.4. В случае привлечения Исполнителем иностранных работников с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации.
7.5.5. В случае неоказания Исполнителем услуг в течение 3 календарных дней;
7.5.6. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 08.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Экспресс".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по комплексной уборке здания и территории по адресу: 192241, Санкт-Петербург, Южное ш., д. 55, корп. 7 для нужд ГБОУ лицей N 226 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Услуги) в период с 07.12.2023 по 07.03.2024 (в соответствии с Приложением 3 к Контракту - График оказания услуг) (п. 2.1 Контракта).
Пунктом 9 Приложения N 2 к Контракту установлена обязанность Исполнителя согласовать с Заказчиком планируемые графики оказания услуг исходя из их объемов и периодичности их проведения, указанных в соответствующих пунктах Перечня услуг.
В силу п. 4 Приложения N 2 к Контракту Исполнитель обязан до начала оказания услуг предоставить:
- списки сотрудников, допущенных к оказанию услуг на территории Заказчика, с указанием Ф.И.О. и контактных телефонов;
- приказ о назначении сотрудников на работу на территорию Заказчика;
- обязательно заверенные копии патента на работу для сотрудников Исполнителя иностранных граждан;
- справку об отсутствии судимости.
Также в соответствии с п. 15 Приложения N 2 к Контракту для организации бесперебойной работы и обеспечения требований ст. 57 ТК РФ, своевременного прохождения медицинских осмотров весь персонал организации, допущенный к оказанию услуг, должен быть застрахован в медицинской страховой компании, а также иметь индивидуальные медицинские книжки установленного образца. Копии медицинских книжек сотрудников, осуществляющих оказание услуг, предоставляются Заказчику до начала исполнения Контракта.
04.12.2023 Заказчик обратился к Участнику (исх. N 330 от 01.12.2023) с просьбой предоставить в срок до 06.12.2023 график оказания услуг в соответствии с п. 9 Приложения N 2 к Контракту и предоставить документы согласно п.п. 4, 15 Приложения N 1 к Контракту.
Участник посредством электронной почты подтвердил дату согласования графика и предоставления документов 06.12.2023 в 12:00, но в назначенное время представитель ООО "Экспресс" Лебедев Максим Эдуардович график не согласовал, документы не предоставил.
В этой связи 06.12.2023 Заказчик в адрес Исполнителя направил претензию (исх. N 332 от 06.12.2023) о нарушении условий Контракта со стороны ООО "Экспресс", с требованием в срок до 07.12.2023 10:00 ч. предоставить ранее запрашиваемые документы для соблюдения условий Контракта и для передачи информации на пост охраны для допуска сотрудников Исполнителя на объект для начала оказания Услуг.
В ответ на направленную претензию Заказчиком было получено письмо Исполнителя с просьбой поданную заявку ООО "Экспресс" на участие в Аукционе и Контракт, подписанные лицом, неуполномоченным действовать от имени ООО "Экспресс", считать не направлявшимися и не подписанными от имени ООО "Экспресс", в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В нарушение п. 2.1 Контракта 07.12.2023 и 08.12.2023 Исполнитель не приступил к оказанию Услуг, что Заказчик зафиксировал актами и претензиями (исх. N 336 от 07.12.2023, исх. N 338 от 08.12.2023).
Учитывая изложенное, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Экспресс" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям.
Между Заказчиком и Исполнителем был заключен Контракт N 0372200257823000027 от 01.12.2023 на сумму 1 903 128,63 рублей.
04.12.2023 на электронную почту ООО "Экспресс" поступило письмо Заказчика с требованием предоставить доверенность на Ветрову А.С., ввиду того, что контракт был подписан электронной цифровой подписью Ветровой А.С.
По полученной информации администрацией ООО "Экспресс" была проведена внутренняя проверка, в результате которой установлено, что Контракт и заявка на участие в Аукционе была подписана электронной цифровой подписью Ветровой А.С., а не подписью генерального директора ООО "Экспресс".
Вместе с тем Ветрова А.С. по договору оказания услуг оказывает ООО "Экспресс" услуги по: подбору закупок на участие, подготовке и подаче заявок на участие, подписание контрактов электронной цифровой подписью генерального директора ООО "Экспресс" в регламентированный срок с приложение подтверждения обеспечения контракта (в случае признания ООО "Экспресс" победителем закупки).
По словам представителя Участника, Ветрова А.С. по невнимательности подписала заявку на участие в Аукционе и Контракт своей электронной цифровой подписью, что является человеческим фактором, а не умышленным действием, направленным на уклонение от подписания Контракта.
При подписании проекта контракта Заказчиком сведения о подписанте со стороны Исполнителя не были проверены.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством (Согласно Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ изм. от 01.09.2023).
Доверенность на Ветрову А.С. на право действия от ООО "Экспресс" не оформлялась.
ООО "Экспресс" в ответ на письмо Заказчика направило письмо, сообщив о том, что Контракт и заявка на участие в Аукционе были подписаны неуполномоченным лицом действовать от имени ООО "Экспресс", в результате чего Контракт считается ничтожным. Кроме того, ООО "Экспресс" сообщило, что за признание заявки на участие в Аукционе соответствующей требованиям документации в случае, если подавшему такую заявку участнику должно было быть отказано в допуске к участию в закупке, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
Заказчик получил сведения о ничтожности Контракта 06.12.2023, однако в ответ Заказчик направил Исполнителю претензию с требованиями предоставить данные на сотрудников и приступить к оказанию Услуг.
08.12.2023 Заказчик в ЕИС разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, по мнению представителя Участника, поскольку Контракт ничтожен, основания для оказания Услуг у ООО "Экспресс" не имеются, соответственно и Решение Заказчика незаконное.
Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой.
Также в силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение заключенного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Кроме того, согласно ст. 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В рассматриваемом случае, Участник после того, как им был установлен факт несанкционированных действий его сотрудника Ветровой А.С., нарушающих, по его мнению, требования Закона о контрактной системе, не направлял Заказчику односторонний отказ от исполнения контракта в установленной форме, в антимонопольный орган с заявлением о поведении внеплановой проверки не обращался, Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.11.2023 N ИЭА1 и заключенный Контракт в установленном порядке не оспаривал.
Таким образом, по мнению Комиссии УФАС, указанные обстоятельства свидетельствуют об уклонении ООО "Экспресс" от исполнения Контракта, что подтверждает недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Экспресс", ИНН: 7810904631; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Сложеникин Станислав Владиславович, ИНН: 781624512604, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Экспресс" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
19.12.23 |
21.12.23 |
19.12.23 |
0 |
19.12.23 |
26.12.23 |
25.12.23 |
0 |
28.12.23 |
28.12.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2023 г. N РНП-78-1866/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024