Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГКУ "Централизованная бухгалтерия администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей:
Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик); ООО "Сервис Плюс" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 349/24 от 10.01.2024) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по ремонту и реставрации фасадов и крыши объекта культурного наследия регионального значения "Особняк П.И.Иванова" по адресу: г.Санкт-Петербург,Красногвардейский район, ул.Большая Пороховская, д.18, литера А (извещение N 0172200000723000450) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 23.12.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200000723000450. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 000 376, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в неверном установлении дополнительных требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.
Позицией 6 Постановления предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки на работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
При этом цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
Соответствие указанным дополнительным требованиям подтверждается:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
В соответствии с Постановлением N 2571 опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
Ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору, предусмотренному приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается общая цена (сумма цен) товаров, работ, услуг, указанная в акте (актах) приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям". Если при исполнении такого договора составлено несколько актов приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, участниками закупки направляются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе все такие акты;
Если предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра;
В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки и предусмотренных приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Предметом закупки являются работы по разработке проектной документации.
Извещение об осуществлении закупки не содержит дополнительных требований к участникам закупки.
В соответствии с представленными возражениями Заказчика, согласно столбцу "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" Приложения N 1 к ПП N 2571 для подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям по поз. 1 и поз. 2 этого же приложения требуется предоставить акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ч. 9 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Далее - Закон об ОКН) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в ч. 8 ст. 45 Закона об ОКН, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном статьей 45 Закона об ОКН.
В соответствии с ч. 10 ст. 45 Закона об ОКН порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Такой порядок и форма утверждены Приказом N 1840 (Приложение N 3).
Согласно п. 4 Приложения N 3 к Приказу N 1840 приемка работ проводится при участии в обязательном порядке лиц, осуществлявших научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за их проведением.
В соответствии с п. 8 Приложения N 3 к Приказу N 1840 при приемке работ на объекте культурного наследия подрядчик представляет следующие документы:
1) проектную документацию в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап проведения работ - в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа проведения работ;
2) копию(и) разрешения(й);
3) рабочую документацию, разработанную на основании согласованной проектной документации (не требуется при приемке работ по сохранению монументальной живописи на объекте культурного наследия);
4) исполнительную документацию, подготовленную в соответствии с приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007, регистрационный 9050) (далее - приказ от 26.12.2006 N 1128);
5) акты на скрытые работы (при их наличии), оформленные в соответствии с приказом от 26.12.2006 N 1128;
6) общий журнал работ, заполненный в соответствии с приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007, регистрационный N 9051);
7) журнал авторского надзора при проведении работ на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) народов Российской Федерации с отметкой о завершении работ по сохранению объекта культурного наследия и их соответствии требованиям, установленным ст. 45 Закона об ОКН.
Образец акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, содержащийся в Приложении N 4 к Приказу N 1840, предусматривает указание, в том числе, следующей информации:
- кто осуществлял научное руководство;
- кто осуществлял авторский надзор;
- кто осуществлял технический надзор;
- наименование проектной документации;
- кем и когда разработана и согласована проектная документация;
- наименование отчетной документации и дату её утверждения.
Следовательно, положения Приложений N 3 и N 4 к Приказу N 1840 не могут быть применены к такому виду работ по сохранению объекта культурного наследия, как проектные и изыскательские работы.
На основании вышеизложенного следует, что положения Приказа N 1840, регламентирующие состав и порядок утверждения отчетной документации по результатам выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия и порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форму, не могут быть применены в отношении такого вида работ, как проектирование, т.к. для оформления отчетной документации и акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия необходима уже подготовленная проектная документация на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Следовательно, по результатам выполнения работ по проектированию в отношении объектов культурного наследия не может быть составлена отчетная документация и не может быть оформлен акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, соответствующие требованиям Закона об ОКН и Приказа N 1840.
Ввиду того, что по результатам выполнения работ по проектированию в отношении объектов культурного наследия не может быть оформлен акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, следует, что участники закупки не смогут подтвердить свое соответствие этому дополнительному требованию опытом работы по проектированию работ в отношении объектов культурного наследия.
Отсутствие возможности при закупке работ по проектированию в отношении объектов культурного наследия подтвердить соответствие дополнительным требованиям посредством предоставления договора на выполнение проектных работ в отношении объектов культурного наследия противоречит положениями ч. 1, 2 ст. 8 и п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик при формировании требований к составу заявки на участие в закупке не может пренебречь положениями столбца "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" Приложения N 1 к ПП N 2571 и не указать, что для подтверждения соответствия дополнительным требования требуется предоставить, в том числе акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
В свою очередь, комиссия заказчика не сможет допустить к участию в закупке заявку участника, который подтвердит свое соответствие установленному дополнительному требованию без приложения акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, в противном случае в действиях комиссии будет усматриваться нарушение пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48 (п. 2 ч. 12 ст. 48) Закона о контрактной системе (если заказчиком будут установлены дополнительные требования строго в соответствии с п. 2 Приложения N 1 к ПП N 2571).
Таким образом, в случае установления дополнительных требований по п. 2 Приложения N 1 к ПП N 2571 при закупке работ по проектированию в отношении объекта культурного наследия заказчиком будут нарушены требования Закона о контрактной системе.
При этом поз. 6 Приложения N 1 к ПП N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупок при закупке работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Согласно п. 3 ПП N 2571, позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Ввиду того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 000 376, 00 руб, Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 6 Постановления N 2571.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС пришла к выводам о необоснованности доводов жалобы.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сервис Плюс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2024 г. N 44-173/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024