Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю И.Ю. Литвиненко,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Богомаз Т.И., Мациевского А.И.,
от заинтересованной стороны - Гайсиной С.М.,
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "РОС-ТЭК" по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004722000297 "Выполнение подрядных работ по объекту "Расчистка русла б. Верхняя Курунта в селе Петропавловском Арзгирского района" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "РОС-ТЭК" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения представителя заказчика, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
30.05.2022 года между ООО "РОС-ТЭК" (далее - Подрядчик) и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - Заказчик) заключен государственный контракт N 52 на выполнение подрядных работ по объекту "Расчистка русла б. Верхняя Курунта в селе Петропавловском Арзгирского района" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (статья 709 ГК РФ).
Цена заключенного контракта составила - 5 291 355 руб. (пять миллионов двести девяносто одна тысяча триста пятьдесят пять) рублей 60 копеек, НДС не облагается, и включает в себя стоимость: материалов, строительно-монтажных работ, затраты на временные здания и сооружения, затраты на возмещение ущерба рыбному хозяйству, уплату Подрядчиком налогов и других обязательных платежей.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 123 221,27 руб.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 702 и статьи 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
В соответствии с п. 3.1. Контракта работы по контракту выполняются в следующие сроки:
начало выполнения работ - с момента заключения Контракта.
Окончание работ:
в 2022 году - 16 декабря 2022 года;
в 2023 году - 14 сентября 2023 года.
Согласно п 3.2 Контракта место выполнения Работ: русло б. Верхняя Курунта в селе Петропавловском Арзгирского района.
Изменение сроков выполнения работ, предусмотренных Контрактом, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, который заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и федеральными законами.
Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Исходя из материалов дела, а так же условий Контракта Подрядчик обязался в установленный срок по заданию Государственного заказчика выполнить подрядные работы (далее - работы) по объекту "Расчистка русла б. Верхняя Курунта в селе Петропавловском Арзгирского района" (далее - объект) в соответствии с утвержденной проектной документацией (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Подрядчик должен был приступить к выполнению работ 30.05.2022 г. и завершить их в срок до 14.09.2023 г. включительно.
Заказчик-застройщик (ГКУ СК "Управление СКССПН") письмами от 29.05.2023 N 02-02-246, от 13.06.2023 N 01-03-284, от 23.06.2023 N 01-03-314, от 06.07.2023 N 01-03-339, от 18.07.2023 N 01-03-365, от 27.07.2023 N 01-03-377, от 03.08.2023 N 03-03-403, от 18.08.2023 N 03-03-432 неоднократно уведомлял Подрядчика к исполнению обязательств по контракту в срок. Однако ответов так и не поступило.
По результатам проведенной проверки 01.11.2023 г. был составлен акт визуального обследования выполнения работ по объекту (далее обследование).
По результатам обследования было выявлено, что основные земляные работы по формированию русла реки Подрядчиком выполнены в 2022 году. Но в результате паводковых явлений после обильных осадков в 2023 году высотные отметки днища нарушены и не соответствует проектным.
Также частично не соответствует проектным геометрические размеры днища русла. Необходимо привести высотные отметки и геометрические размеры поперечника русла в соответствие с проектными. В виду того, что несмотря на неоднократные обращения к Подрядчику о необходимости выполнения договорных обязательств и завершения работ в установленные сроки, работы по объекту в 2023 году Подрядчиком не выполнялись.
Письмом N 03/14-9023 Государственным заказчиком 15.09.2023 г. направлена претензия о нарушении сроков выполнения работ. Письмом N 04/14-10728 Государственным заказчиком 08.11.2023 г. направлена претензия по завершению работ на объекте в срок до 08.12.2023 г.
Однако по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе ответ на претензию так и не поступил. Претензии направлены посредством единой информационной системы, Почтой России и электронной почты.
В силу п 9.1 Контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 95 Федерального закона.
Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Из материалов дела, а также решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчика следует, что ООО "Рос-ТЭК" не исполнило обязательств по контракту, а именно в установленный контрактом срок работы не выполнило.
В свою очередь, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Под неисполнением обязательств понимается, например, отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполнения контракта и другие обстоятельства.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта (Постановление Верховного суда РФ от 27 февраля 2019 г. N 15-АД19-2 Постановление Верховного суда РФ от 20.03.2020 г. по делу N 44-АД20-3).
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках, а также пунктом 9.1 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При указанных обстоятельствах Заказчиком 11.12.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 52 от 30.05.2022 г. на выполнение подрядных работ по объекту "Расчистка русла б. Верхняя Курунта в селе Петропавловском Арзгирского района" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в одностороннем порядке.
Статьей 12.1 Закона N44-ФЗ установлено что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации из ЕИС- zakupki.gov.ru решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Обществом 11.12.2023 г.
Частью 13 статьи 95 Закона N44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Вместе с тем, в 10-дневный срок Обществом не устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием заказчику для принятия решения об одностороннем расторжении контракта.
Подрядчиком 21.12.2023 г. N 44 направлено письмо с просьбой отменить решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и представить возможность завершения работ.
В данном письме Подрядчик ссылается на то, что работы были приостановлены из-за погодных условий, но подтверждающих документов Подрядчиком представлено не были (письма Росгидромета, МЧС России по Ставропольскому краю).
Также у работников Подрядчика был обнаружен туберкулез и с 10.08.2023 г. по 04.10.2023 г. находились на лечении.
Вместе с тем, в период с 05.10.2023 г. по 11.12.2023 г. у Подрядчика была возможность завершить работы на объекте.
Также по результатам проведенной проверки Заказчиком 22.12.2023 г. был составлен акт визуального обследования выполнения работ по объекту. По результатам обследования было выявлено, что защита населенного пункта от затопления в результате работ не обеспечена.
Подтверждение выполнения каких-то работ по вывозу мусора в 2023 году в соответствии с письмом Подрядчика от 21.12.2023 г. N 44 на объекте не выявлено, строительная техника и рабочая сила отсутствует.
Контракт в установленный срок не исполнен.
В связи с этим, Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта отменено не было.
Следовательно, решение заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым 22.12.2023 г.
Действия ООО "РОС-ТЭК", выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц ООО "РОС-ТЭК" также не предоставлено.
Согласно п. 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил N 1078, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.
При этом, Комиссия установила:
а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Таким образом, документальных подтверждений неисполнения контракта по объективным причинам в материалы дела не представлено. При этом решение принято исходя из представленных доказательств и имеющейся информации.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078 Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "РОС-ТЭК" ИНН: 0561051219 (генеральный директор: Саидов Махач Магомедович), в связи с неисполнением обязательства, предусмотренного государственным контрактом N 52 от 30.05.2022 г. на выполнение подрядных работ по объекту "Расчистка русла б. Верхняя Курунта в селе Петропавловском Арзгирского района" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г. В. Золина
И.Ю. Литвиненко
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 января 2024 г. N 026/10/104-3010/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024