Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю И.Ю. Литвиненко,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Бусуек В.П., Якименко П.И.,
от ООО "Строитель-3" - в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из Министерства финансов Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Строитель-3" по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004723001052 "Капитальный ремонт фасада административного здания министерства финансов Ставропольского края".
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Строитель-3" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
28 августа 2023 года между министерством финансов Ставропольского края и ООО "СТРОИТЕЛЬ-3" заключен государственный контракт (далее - подрядчик) N 0121200004723001052 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада административного здания министерства финансов Ставропольского края (далее соответственно - работы, контракт).
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (статья 709 ГК РФ).
Цена заключенного контракта составила - 25 918 031 (двадцать пять миллионов девятьсот восемнадцать тысяч тридцать один рубль 00 копеек, включая налог на добавленную стоимость (20 %): 4 319 671 (Четыре миллиона триста девятнадцать тысяч шестьсот семьдесят один) рубль 83 копейки. Авансирование не предусмотрено.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 702 и статьи 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
В соответствии с п.п. 4.1-4.3 Контракта Работы по контракту выполняются в следующие сроки:
4.1. Работы выполняются одним этапом в сроки, установленные Контрактом.
4.2. Подрядчик приступает к выполнению работ со дня заключения Контракта.
4.3. Работы должны быть закончены не позднее "01" декабря 2023 года.
Пунктом 1.4 Контракта установлено место выполнения работ: г Ставрополь, ул. Л.Толстого, 39 (далее - Объект).
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, который заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и федеральными законами.
Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Исходя из материалов дела, а так же условий Контракта Подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту фасада административного здания министерства финансов Ставропольского края в соответствии с условиями Контракта (далее - работы), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с пунктом 4.2 Контракта Подрядчик должен был приступить к выполнению работ со дня заключения контракта и завершить их в срок до 01 декабря 2023 года включительно. Однако, как пояснил представитель Заказчика, Подрядчик работы в установленный срок не выполнил.
В соответствии с пунктом 3.2.1 министерством 30 августа 2023 г. представителю подрядчика переданы все документы, необходимые для выполнения работ.
Письмом министерства от 04.09.2023 г. в адрес подрядчика были запрошены объяснения о причинах, по которым подрядчик к выполнению работ не приступил.
Приказом Подрядчика от 13.09.2023 г. N 10 были назначены ответственные за производство работ на объекте. Соответственно к выполнению работ Подрядчик приступил только 13 сентября 2023 г. после подписания акта приема-передачи строительной площадки.
Письмом министерства от 22.09.2023 г. N 06-01-27-22/5847 у подрядчика был запрошен график выполнения работ, который так и не был предоставлен.
В течение срока исполнения контракта работы периодически останавливались.
Письмами министерства от 09.10.2023 г. N 06-01-27-22/6260, от 23.10.2023 г. N 06-01-27-22/6576 у подрядчика были запрошены объяснения о причинах остановки работ.
Общий журнал, в котором ведется учет выполнения работ, содержит многочисленные замечания ООО "ЮрСтройЭксперт" от 23 сентября 2023 года, 24 октября 2023 года, 24 ноября 2023 года, 28 ноября 2023 года, что работы не ведутся.
Пунктом 4.3 контракта предусмотрено, что работы должны быть закончены не позднее 01 декабря 2023 года.
По состоянию на 01 декабря 2023 года работы по капитальному ремонту фасада административного здания министерства финансов Ставропольского края не завершены.
Согласно письму ООО "ЮрСтройЭксперт" от 05.12.2023 г. N197 не выполнены следующие виды работ:
Фасад
- по отбивке штукатурки под кронштейны;
- по отбивке штукатурки на оконных перемычках;
- по устройству оконных отливов;
- по устройству вентилируемых фасадов с облицовкой плитами из керамогранита;
Главный вход по осям 1-2:
- по разборке облицовки стен из керамических глазурованных плиток (стены и колонны);
- по разборке покрытий полов из керамических плиток (площадки и ступени);
- по отделке потолков мелкозернистыми декоративными покрытиями;
- по устройству потолков реечных алюминиевых;
Клумба: работы подрядной организацией не производились.
Вход по осям 2-1:
- по разборке покрытий кровель из листовой стали (козырьки);
- по разборке облицовки стен из керамических глазурованных плиток (стены и колонны);
- по разборке покрытий полов из керамических плиток (ступени).
Перемычки:
- по нанесению водно-дисперсионной грунтовки на поверхности:
- пористые (камень, кирпич, бетон и т.д.);
- по грунтовке укрепляющей, глубокого проникновения.
Откосы: работы подрядной организацией не производились.
Водосточная система: работы подрядной организацией не производились.
Стены, колонны:
- по облицовке стен гранитными плитами;
- по облицовке ступеней гранитными плитами;
Клумба: работы подрядной организацией не производились.
Прочие работы:
- по установке сплит-систем (снятие с дальнейшим монтажом);
- по узлам устройства, элементам карнизного свеса;
- по установке светильников, монтажу кабеля силового, камер видеонаблюдения, установке букв и настенных указателей.
Письмом министерства от 04.12.2023 г. N06-01-27-22/7504 y подрядчика были запрошены:
- объяснения о причинах остановки работ;
- сведения о планируемом сроке окончания работ.
В период с 04 декабря по 14 декабря 2023 г. работы не велись.
Согласно п. 11.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что завершение работ к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
- во время выполнения работ стало очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
- отступления в работах от условий Контракта или иные недостатки результата работ в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с п. 11.1 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта.
Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Из материалов дела, а также решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчика следует, что ООО "Строитель-3" прекратило выполнение работ, предусмотренных Контрактом, не предпринимало необходимых мер, способствовавших выполнению обязательств, предусмотренных Контрактом.
В свою очередь, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Под неисполнением обязательств понимается, например, отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполнения контракта и другие обстоятельства.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта (Постановление Верховного суда РФ от 27 февраля 2019 г. N 15-АД19-2 Постановление Верховного суда РФ от 20.03.2020 г. по делу N 44-АД20-3).
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках, а также пунктом 11.1 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При указанных обстоятельствах 14 декабря 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 0121200004723001052 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада административного здания министерства финансов Ставропольского края.
Статьей 12.1 Закона N44-ФЗ установлено что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации из ЕИС- zakupki.gov.ru решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено ООО "Строитель-3" 14 декабря 2023 года.
Частью 13 статьи 95 Закона N44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
ООО "Строитель-3" не устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием заказчику для принятия решения об одностороннем расторжении контракта.
Подрядчик после получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта к выполнению работ не приступал, намерений к продолжению исполнения своих обязательств по контракту не демонстрировал.
В период с 19 декабря по 22 декабря 2023 года подрядчиком произведен демонтаж строительных лесов, что делает невозможным дальнейшее выполнение монтажных работ.
Следовательно, решение заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым 26 декабря 2023 года.
Действия ООО "Строитель-3", выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц ООО "Строитель-3" также не предоставлено.
Согласно п. 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил N 1078, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.
При этом, Комиссия установила:
а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Таким образом, документальных подтверждений неисполнения контракта по объективным причинам в материалы дела не представлено. При этом решение принято исходя из представленных доказательств и имеющейся информации.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078 Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Строитель-3" ИНН: 0562049406 (Управляющая организация: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РУССКАЯ КОМПАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА И КОНСАЛТИНГА" ИНН: 7720860115), в связи с неисполнением обязательства, предусмотренного государственным контрактом N 0121200004723001052 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада административного здания министерства финансов Ставропольского края сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г. В. Золина
И.Ю. Литвиненко
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 января 2024 г. N 026/10/104-3019/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024