Резолютивная часть оглашена
10.01.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (до перерыва/после перерыва) в составе,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "МЕДПРОФ" (далее - Заявитель) на действия Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку сигнализаторов звука цифровых в 2024 году (извещение N 0242100000123000287, начальная (максимальная) цена контракта - 3 400 000,00 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении закупки, приложений к нему при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, приложений к нему, а именно в извещении Заказчика, приложениям к нему ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
Также, Заказчиком нарушены требования заполнения характеристик к заявке в структурированной форме извещения, а также установлены в извещении о проведении закупки избыточные требования к составу заявки.
Также, Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установлено избыточное требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке декларации сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Также, в жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении о проведении закупки, приложениях к нему неправомерно установлено требование о предоставлении копий регистрационных удостоверений на товар, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заказчиком нарушены правила формирования начальной максимальной цены контракта.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, приложений к нему, а именно в извещении Заказчика, приложениям к нему ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы заявителя, по совокупности технических характеристик в оспариваемой закупке возможна поставка сигнализаторов звука цифровых с вибрационной индикацией, сигнализаторов звука со световой индикацией, сигнализаторов звука цифровых с вибрационной индикацией и световой индикацией только единственного производителя.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Объект закупки Заказчиком составлено на основании ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" и приказа СФР от 01.11.2023 г N 2178 "О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР", которым были утверждены технические задания на сигнализаторы звука, в том числе цифровые с вибрационной и световой индикацией.
Частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалоб по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Представленная заявителем сравнительная таблица о характеристиках товаров, имеющихся в обороте на территории России, не может являться доказательством отсутствия на рынке товаров, соответствующим установленным Заказчиком характеристикам. Заявителем не представлены официальные документы производителей, подтверждающие наличие или отсутствие данных характеристик у указанных Заявителем товаров.
Кроме того, представленные заявителем дополнительные пояснения по жалобе являются анализом информации, сделанным самим заявителем, без достаточного документарного подтверждения данной информации непосредственного от производителей оборудования.
Согласно письменным пояснениям Заказчика в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортепедическими изделиями" Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации, к которым относятся и сигнализаторы звука цифровые со световой, цифровые с вибрационной индикацией, цифровые с вибрационной и световой индикацией.
Данные средства реабилитации являются изделиями, ежедневно используемыми инвалидами с нарушением слуха и работа отделения Фонда как Государственного заказчика ориентирована в первую очередь на удовлетворение потребностей инвалидов, а значит на закупку качественных изделий, которые могут обеспечить компенсацию ограничений жизнедеятельности и надлежащий реабилитационный эффект.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком нарушены требования заполнения характеристик к заявке в структурированной форме извещения, а также установлены в извещении о проведении закупки избыточные требования к составу заявки.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе определено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в частности предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информацию о товаре, предусмотренную подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информацию, предусмотренную подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки сведений о товарном знаке и (или) наименовании предприятия-изготовителя сигнализатора звука цифровой с световой индикацией, а также требование о предоставлении характеристики документы (декларация о соответствии).
В извещении о проведении закупки установлено следующее: "Требования к маркировке и упаковке: товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя; номер стандарта и (или) ТУ; порядковый номер сигнализатора; отметку о приемке. Сигнализаторы должны быть упакованы в индивидуальную (потребительскую) тару по ГОСТ 28594-90. Требования к транспортной таре, упаковке и ее маркировке - по ГОСТ 28594-90. Документы: декларация о соответствии. Сигнализатор должен соответствовать требованиям следующих стандартов: ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р 70185-2022, ГОСТ Р ИСО 9999-2019, ГОСТ Р 52084-2003, ГОСТ 30804.6.2-2013, ГОСТ 30804.6.4-2013 ГОСТ 15150-69".
Подпунктом а пункта 16 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (приложение к извещению) предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Таким образом, Заказчиком не установлено императивного требования о предоставлении в составе заявки сведений о товарном знаке, а также о предоставлении в заявке декларации о соответствии.
На участие в закупке не подано заявок. Аукцион по извещению N 0242100000123000287 признан несостоявшимся.
Таким образом, вышеуказанное требование не повлияло на ход закупки, доказательств обратного Заявителем не представлено.
Иных жалоб в антимонопольный орган по данной закупке не поступало.
Запросов разъяснений положений извещения о проведении закупки, приложений к нему в указанной части в адрес Заказчика не поступало.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя признаны необоснованными.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в извещении о проведении закупки, приложениях к нему установлено избыточное требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке декларации сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Согласно части 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением N 878 утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В извещении о проведении Аукциона установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 878, а также запрет на допуск в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Заказчиком при проведении Аукциона выбран код ОКПД2 - 27.90.20.120 Приборы световой и звуковой сигнализации электрические.
Вышеуказанный код содержится в перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Постановления N878.
В пункте 17 Требований к содержанию и составу заявки документации Заказчиком установлено требование о предоставлении информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ - установлено.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заказчиком не предусмотрено в документации императивного требования о предоставлении в составе заявки сведений исключительно о первом уровне радиоэлектронной продукции, только при его наличии.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в извещении о проведении закупки, приложениях к нему неправомерно установлено требование о предоставлении копий регистрационных удостоверений на товар, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Подпунктом в пункта 16 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (приложение к извещению) предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке):
копии регистрационных удостоверений на товар, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения
Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Пунктом 3.3.9 Проекта контракта определено, что Поставщик обязан представить Заказчику копии действующего регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (в случае, если Товар подлежит регистрации), и (или) действующей декларации о соответствии или сертификата соответствия поставляемого Товара либо иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности Товара, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, при поступлении Товара в соответствии с подпунктом 3.3.1 настоящего пункта.
Таким образом, Заказчиком установлено требование о предоставлении копий регистрационных удостоверений, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения только на товар, подлежащий регистрации и исключительно при поставке товара, а не в составе заявки при подаче для участия в закупке.
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан необоснованным.
Также, в жалобе Обществом заявлены доводы о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе устанавливает, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных Законом о контрактной системе контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что 1 Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Главой 4 Закона о защите конкуренции установлены специальные нормы, устанавливающие антимонопольные требования к торгам.
Ввиду указанного антимонопольный орган не осуществляет рассмотрение обращений (заявлений, жалоб) о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, который регламентирует порядок рассмотрения жалоб на нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Таким образом, обращения о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении торгов в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает специальные сроки рассмотрения обращения и требования к содержанию обращения (заявления).
При этом настоящее решение не лишает Подателя жалобы права обратиться с заявлением в адрес антимонопольного органа в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Направить жалобу ООО "МЕДПРОФ" в части обжалования обоснования начальной (максимальной) цены контракта в адрес Управления Федерального казначейства по Самарской области.
2.Признать жалобу ООО "МЕДПРОФ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 января 2024 г. N 621-15111-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024