Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГКУ Центр занятости населения Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ПРАЙМ-МЕДИА" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на изготовление, поставку и монтаж интерьерной вывески (изв. N 0356200006923000270),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 10.01.2024 в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 11.01.2024 г. с целью изучения документов и анализа материалов обращения и принятия решения.
Согласно извещению N0356200006923000270 Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на выполнение работ по изготовлению, поставке и монтажу интерьерной вывески. Начальная (максимальная) цена контракта - 672 282,27 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
30.10.2023 г. между Заказчиком и ООО "ПРАЙМ-МЕДИА" (далее - Поставщик, Общество) заключен контракт на изготовление, поставку и монтаж интерьерной вывески (далее - Контракт) на сумму 398 992,00 руб.
Условия Контракта, порядок и сроки приемки, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1,3, 4 Контракта соответственно.
В частности, в условиях Контракта указано следующее:
1.2. Поставщик обязуется поставить товар, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.3. Количество, наименование и страна происхождения поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), требования к поставляемому товару установлены Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала поставки товара: С даты заключения Контракта (срок начала поставки товара не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания поставки товара: 30.11.2023 г.
Согласно требованиям Технического задания:
7. В течение 2 рабочих дней после подписания контракта Заказчик предоставляет Поставщику Руководство по фирменному стилю бренда "Работа России" (далее Руководство).
8. Поставщик в течение 2 рабочих дней с момента предоставления Заказчиком Руководства направляет на согласование с Заказчиком цветовую палитру и эскизы интерьерной вывески, выполненные в соответствие с Руководством и техническим заданием.
9. Заказчик в течение 2 рабочих дней после предоставления цветовой палитры и эскизов согласовывает их или направляет замечания и данные для корректировки и доработки Поставщику. Замечания и данные для корректировки и доработки обрабатываются Поставщиком в течении 2 рабочих дней.
10. В течение 2 рабочих дней после согласования цветовой палитры и эскизов Заказчиком Поставщик предоставляет Заказчику (в собранном виде) изготовленные в соответствии с техническим заданием образцы продукции для согласования и определения их соответствия условиям контракта и требованиям Заказчика.
Согласование образца производится Заказчиком в присутствии уполномоченного представителя Поставщика в течение 2 рабочих дней.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 12.12.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из пояснений представителя Заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что 29.11.2023 г. Поставщиком был сформирован с использованием единой информационной системы в сфере закупок документ о приемке N 423. Заказчик провел проверку поставки товара Поставщиком в части соответствия условиям Контракта, в ходе которой было установлено, что объем поставки товара указанный в документе о приемке N 423 не соответствует фактически поставленному товару, то есть в адреса мест поставки, согласно Технического задания (Приложения N 2 к Контракту) товар не поступал. 01.12.2023 г. Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия N СЭД-01-07-6961 в связи с нарушением срока поставки и был установлен срок для осуществления поставки в течение 10 дней. 11.12.2023 г. Заказчиком посредством ЕИС был направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке N СЭД-01-07-7198, в связи с не поставкой товара, указанного в документе о приемке. В связи с тем, что срок поставки, предусмотренный Контрактом, Поставщиком был нарушен и информация от Поставщика об исполнении обязательств в адрес Заказчика не поступала, 12.12.2023 г. Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке и разместил его в единой информационной системе (далее - ЕИС).
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 12.12.2023 г.
13.12.2023 г. посредством ЕИС Заказчиком было получено письмо Поставщика с предложением о внесении изменений в Техническое задание в связи с заменой материала при изготовлении товара. В данном письме Поставщик также сообщил, что нарушил сроки исполнения контракта в связи с длительным согласованием Заказчиком макетов товара. 20.12.2023 г. Заказчиком был направлен Поставщику ответ N СЭД-01-07-7375 с отказам в замене материала, на основании части 7 статьи 95 Закона о закупках, ввиду отсутствия у предлагаемого материала улучшающих характеристик, и информацией об отсутствии нарушения сроков согласования со стороны Заказчика, поскольку это Поставщик затянул срок согласования макетов товара, предоставив их лишь 29.11.2023 г., что подтверждается письмом Заказчика от 30.11.2023 г. N СЭД-01- 07-6927. Также 13.12.2023 г. от Поставщика было получено письмо с просьбой увеличения сроков исполнения Контракта, что являлось невозможным и нарушающим нормы Закона о закупках.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.12.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об ООО "Прайм-Медиа" направлена в адрес Пермского УФАС России 27.12.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В свою очередь, представитель Общества пояснила следующее.
31.10.2023 года Поставщик направил Заказчику письмо о необходимости согласования макетов для исполнения заключенного контракта. В ходе длительных переговоров с Заказчиком, ответ о согласовании макетов и реек удалось получить только 30.11.2023 года (последний день исполнения обязательств Поставщика). Заказчик нарушил сроки ответа на запрос Поставщика на месяц, что привело к нарушению срока поставки. 01.12.2023 года в адрес Поставщика поступила претензия от Заказчика о неисполнении обязательств по Контракту, Заказчик уведомил Поставщика о том, что в случае неисполнения в течение 10 (десяти) календарных дней, Заказчик в одностороннем порядке расторгнет контракт. 08.12.2023 года Поставщик направил Заказчику претензию о том, что в связи с задержкой срока по причине нарушения Заказчиком встречного обязательства по согласованию макетов, необходимо увеличить срок исполнения контракта. Заказчик устно отказал в увеличении срока и сообщил о том, что будет расторгать контракт в одностороннем порядке. Поставщик повторно письмами от 11.12.2023 года и 20.12.2023 года обращался к Заказчику для получения ответа относительно увеличения срока поставки по Контракту. После опубликования одностороннего отказа Поставщиком в десятидневный срок Заказчик также не ответил Поставщику.
По состоянию на 15.12.2023 года Поставщик не мог исполнить обязательства по поставке ввиду позднего согласования макета Заказчиком и ввиду отказа Заказчика от увеличения срока поставки по Контракту, на основании чего Поставщик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч.19 ст.95 Закона о закупках указано, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.12.2023 г. было сформировано и размещено в ЕИС решение Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (такое право Общества предусмотрено п.7.6 контракта).
Согласно ч.20.1 ст.95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 15.12.2023 г.
В соответствии с ч.21 ст.95 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило бы в силу 26.12.2023 г., однако Комиссия отмечает, что договор уже был расторгнут 25.12.2023 г. по решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На доводы, изложенные представителем Общества, представитель Заказчика сообщил, что Заказчику для согласования нужно было предоставить эскиз и цветовую палитру, поэтому полученный от Поставщика эскиз 10.11.2023 г. не мог быть согласован, поскольку Обществом не была предоставлена цветовая палитра, а без согласования двух этих критериев невозможно было приступить к изготовлению товара. Цветовая палитра была предоставлена Поставщиком лишь 29.11.2023 г., что дало возможность Заказчику, согласно условиям Контракта, согласовать товар, чтобы Поставщик приступил к изготовлению. Таким образом, не предоставлением цветовой палитры Поставщик затянул процесс согласования, который прописан в условиях Контракта (в материалы обращения Заказчиком приложена переписка из мессенджера с Поставщиком).
Представитель Заказчика также указал, что 31.10.2023 г. согласование проходило по другим Контрактам, заключенным с данным Поставщиком.
Представитель Общества, в свою очередь, предоставила скриншоты переписки о направлении Заказчику макетов и кронштейна с цветами по данной закупке 31.10.2023 года, а также указала, что 07.11.2023 года Поставщик уточнил у Заказчика относительно согласования направленных макетов и цвета кронштейна. 09.11.2023 года Общество повторно писало Заказчику о необходимости согласования. Конечное согласование макетов и цветов произошло только 30.11.2023 года.
Представитель Поставщика также пояснила, что в Технических характеристиках указано, что цвет декоративных реек - из светлых пород деревьев. При этом, конкретные оттенки выбирает Заказчик. В ходе переговоров с Заказчиком Поставщик указал на необходимость определения цвета для заказа реек и на согласование макетов для их изготовления. 29.11.2023 года Заказчик направил фото стола, на основании которого и был выбран цвет реек для заказа.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно условий контракта, а также причин, послуживших основанием для принятия сторонами решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Общества, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ПРАЙМ-МЕДИА" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ПРАЙМ-МЕДИА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 января 2024 г. N РНП-59-6
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2024