Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Альтаир" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Анастрозол) (изв. N 0356200005122000575),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200005122000575 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Анастрозол). Начальная (максимальная) цена контракта 691 884,48 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 16.01.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17.01.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
09.01.2023 г. между Заказчиком и ООО "Альтаир" (далее - Поставщик, Общество) заключен контракт N 0356200005122000575 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (Анастрозол) (далее - Контракт) на сумму 691 884,48 руб.
В связи с тем, что Поставщиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Условия Контракта, взаимодействие сторон, поставка и приемка товара указаны в разделах N 1, 3, 5, 6 Контракта соответственно.
В частности, в условиях Контракта указано следующее:
1.2. Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими характеристиками (приложение N 2 к Контракту).
1.3. Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 4 к Контракту), в следующем порядке:
1.3.1. Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: 614000, Пермский край, г. Пермь, улица Баумана, дом 15, Аптека, 2 этаж (далее - Место доставки).
В Приложении N 4 к Контракту указан календарный план поставки товаров, в частности:
N этапа |
Срок поставки товаров |
Срок исполнения контракта |
Сумма этапа, руб.* |
||
Срок начала поставки товаров |
Срок окончания поставки товаров |
Срок начала исполнения этапа контракта |
Срок окончания исполнения этапа контракта |
||
1 |
13.02.2023 г. |
24.02.2023 г. |
13.02.2023 г. |
31.03.2023 г. |
175 402,80 |
2 |
15.05.2023 г. |
26.05.2023 г. |
15.05.2023 г. |
30.06.2023 г. |
175 402,80 |
3 |
14.08.2023 г. |
25.08.2023 г. |
14.08.2023 г. |
30.09.2023 г. |
175 399,95 |
4 |
13.11.2023 г. |
24.11.2023 г. |
13.11.2023 г. |
31.12.2023 г. |
165 678,93 |
* Сумма (цена) этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается Контракт.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено в разделе 3 Контракта.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Поставщик частично поставил товар по второму этапу, не поставил товар по третьему и четвертому этапам.
В материалы обращения Заказчиком представлено уведомление Общества Исх. N б/н от 22.08.2023 г., в котором ООО "Альтаир" сообщает о задержке поставки по контракту.
В адрес Поставщика Заказчиком была направлена претензия N 01-04-1356 от 31.08.2023 г., которая Поставщиком не была исполнена.
В материалы обращения Заказчиком представлено письмо Исх. N б/н от 13.11.2023 г., в котором ООО "Альтаир" предлагает расторгнуть контракт по соглашению сторон по причине предстоящего банкротства ООО "Альтаир".
В связи с существенными нарушениями Поставщиком условий Контракта 22.12.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в ЕИС 22.12.2023 г.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Общества является 22.12.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2024 г.
Информация об ООО "ИМН" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 10.01.2024 г.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов одностороннего отказа, писем Общества можно сделать вывод о том, что действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта.
Согласно информации, полученной при помощи функционала ЕИС, а также в соответствии с письмом Общества исх.N б/н от 13.11.2023 г., стоимость исполненных Поставщиком обязательств равна 516 016,80 руб. (оплачена поставка товара по трем из четырех заявок), что составляет 74,6 % от всей совокупности обязательств.
Таким образом, Обществом принимались меры, направленные на исполнение Контракта. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом того, что Обществом выполнено 74,6% от всей совокупности обязательств, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ООО "Альтаир", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Альтаир" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Альтаир" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 января 2024 г. N РНП-59-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024