Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Гео-Проект" (далее - Заявитель) на действия КГБУ "Управление автомобильных дорого и транспорта" Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина в г. Перми" (изв.N 0156200009923001516),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923001516 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина в г. Перми".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.12.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 95 208 808,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 21.12.2023 г.
Заявитель полагает, что в Конкурсной комиссией ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя (идентификационный номер заявки - 2).
Также Заявитель полагает, что в нарушение требований Закона о закупках извещение о проведении закупок не содержит требования к участникам закупки о членстве в СРО в области инженерных изысканий.
Кроме того, Заявитель полагает, что установленный порядок оценки заявок участников закупки не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", поскольку не содержит требования о предоставлении положительного заключения государственной экспертизы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Конкурсной комиссии, Заказчика указали, в заявке Заявителя предоставлен исполненный договор только в части подтверждения опыта (требования в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к 1111 РФ от 29.12.2021 N 2571), в части подтверждения квалификации (Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ от 31.12.2021 N 2604)) документы участником закупки не предоставлены, следовательно, по данному критерию заявке участника присвоено "0" баллов.
Относительно второго довода Заявителя Заказчик указал, что по мнению ФАС России, изложенному в письме от 02.08.2019 г. NДФ/67066/19 , предметом закупки могут являться работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация. При этом, установление в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии членства в СРО области архитектурно-строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий может привести к ограничению количества участников закупки. Таким образом, по мнению ФАС России, в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно- строительного проектирования.
Относительно третьего довода Заявителя Заказчик в письменных пояснениях указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 статьи 49 ГрК РФ. В соответствии с п. 44 Технического задания установлено, что требуется необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации. Сопровождение при прохождении государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости выполняется проектной организацией. Заявителем на Государственную экспертизу является Заказчик. Таким образом, исполнение контракта в рамках оспариваемой закупки включает в себя помимо выполнения непосредственных проектно-изыскательских работ обязательную стадию прохождения государственной экспертизы проектной документации. В связи с чем для признания разработанной в рамках оспариваемой закупки проектной документации выполненной, необходимо наличие положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии с ч. 3 ст. 110.2 Закона о контрактной системе. Кроме того, при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации работы по контракту не подлежат приемке в соответствии с п. 4.2.1 проекта контракта, коррелирующими с п. 2.1 типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ, утвержденных приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр. Для выполнения работ по рассматриваемой закупке обязательно прохождение государственной экспертизы согласно вышеуказанным требованиям законодательства и условиям контракта. В связи с этим предмет контракта включает в себя выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина в г. Перми" при условии получения положительного заключения государственной экспертизы. Только при условии получения такого заключения по завершении проектных работ будет обеспечено соблюдение требований по созданию надлежащего результата работ в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 110.2 Закона о контрактной системе и градостроительного законодательства.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении закупки N 0156200009923001516 объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина в г. Перми".
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604).
В п. 1 ПП РФ N 2604 указано, что ПП РФ N 2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 2 ПП РФ N 2604: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о закупках, и в соответствии с ПП РФ N 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с ПП РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 ПП РФ N 2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего ПП РФ N 2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 ПП РФ N 2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего ПП РФ N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к ПП РФ N 2604, формируется в соответствии с требованиями ПП РФ N 2604.
В силу п. 24 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено ПП РФ N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" п. 28 ПП РФ N 2604, осуществляется в порядке, установленном п. 20 и 21 ПП РФ N 2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим п. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, п. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 ПП РФ N 2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с пп. "р" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о закупках.
Согласно ч. 11 ст. 48 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0156200009923001516 критерии оценки установлены в приложении "Порядок оценки заявок по критериям".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), являются критерии "Качественные характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 5%), "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 35 %) содержащий показатели "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Детализирующим показателем по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" является:
- последовательность и порядок проведения и сдачи инженерных изысканий и проектной документации.
В качестве предмета оценки по детализирующему показателю "последовательность и порядок проведения и сдачи инженерных изысканий и проектной документации" принимается пояснительная записка с предложением о качественных характеристиках объекта Закупки, содержащая подробную информацию о процессе выполнения проектных и изыскательских работ. Пояснительная записка может быть представлена в текстовой форме, в виде эскизов, рисунков, чертежей и должна включать описание методологии и технологии выполнения работ.
Предложения о качественных характеристиках объекта Закупки даются участником закупки в соответствии с требованиями Технического Задания, требованиями действующих нормативных документов в области инженерных изысканий.
В качестве детализирующего показателя к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" являются:
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов;
В качестве предмета оценки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов" принимается контракт (договор), сопоставимый с предметом контракта (договора), предусматривающий выполнение проектных и (или) проектно-изыскательских и(или) проектно-сметных работ на строительство и (или) реконструкцию, и(или) капитальный ремонт автомобильных дорог.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный контракт, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого контракта;
- реестровый номер контракта (договора) с сайта zakupki.gov.ru (при наличии)
при этом:
- последний акт, составленный при исполнении контракта должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N44-ФЗ;
- к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Из анализа заявки Заявителя (идентификационный номер - 2) Комиссия установила, что документы, подтверждающие квалификацию участника закупки установленным критериям "Качественные характеристики объекта закупки", "Квалификация участников закупки" порядка оценки заявок, в составе заявки отсутствуют.
Таким образом, в действиях Конкурсной комиссии, проверяющей заявки участников закупки на основании установленного в извещении о проведении закупки порядку оценки заявок, нарушения Закона о закупках не имеются. Доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
Относительно второго и третьего довода Заявителя Комиссия отмечает следующее.
Комиссией установлено, что доводы Заявителя сводятся к обжалованию положений извещения о проведении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о закупках, жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с Законом о закупках изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
В соответствии с извещением о проведении закупки, окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 21.12.2023 г. Жалоба подана Заявителем 02.01.2024 г., то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, Заявителем пропущен срок обжалования положений извещения о проведении закупки.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно извещению о проведении закупки описание объекта закупки указано в приложении "Техническое задание".
Так, согласно п. 16, 19 Технического задания в состав работ входят такие работы как:
16.3) выполнение инженерных изысканий утвержденного варианта;
19.1) выполнить инженерно-геодезические, инженерно-геологические (включая геофизические исследования), инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические в объеме, необходимом для разработки проектной документации в соответствии с положениями.
Также, согласно смете выполнения работ, в состав изыскательских работ входят такие работы как:
- Инженерно-геодезические изыскания;
- Инженерно-геологические изыскания;
- Инженерно-экологические изыскания;
- Инженерно-гидрометеорологические изыскания;
- Транспортно-экономические исследования.
Объем указанных работ составляет 11 720 071,00 руб.
В силу ч. 5.2 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В силу ч. 1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно ч. 2 ст. 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Частью 2 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно п. 5.2 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
При этом в силу ст. 55.3 ГрК РФ саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
В силу ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно пункту 4.4.4 проекта контракта в случае выполнения работ, требующих специальных разрешений, обладать необходимыми разрешительными документами либо привлечь к выполнению таких работ субподрядчика, обладающего необходимыми разрешительными документами, если условиями Контракта предусмотрена возможность привлечения к выполнению работ субподрядчика.
Исходя из приведенных норм ГрК РФ, а также положений извещения о проведении закупки, п. 4.4.4 проекта контракта Комиссия пришла к выводу, что для выполнения установленного объема работ по проведению проектных изысканий не требует установления к участникам закупки требования о членстве в СРО в области инженерных изысканий.
Кроме того, установление такого требования не позволяло бы реализовать принцип закрепленный в ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ.
Следовательно, в данной части в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений положений Закона о закупках не имеется.
Относительно третьего довода Заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствию с ч. 3 ст. 110.2 Закона о закупках результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий. В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В силу ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 3, 3.1 и 3.8 ст. 49 ГрК РФ. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 1.1 - 1.3 ст. 48 ГрК РФ, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно п. 44 Технического задания проектная документация подлежит государственной экспертизе.
Таким образом, исполнение контракта в рамках оспариваемой закупки включает в себя помимо выполнения непосредственных проектно-изыскательских работ обязательную стадию прохождения государственной экспертизы проектной документации. В связи с чем для признания разработанной в рамках оспариваемой закупки проектной документации выполненной, необходимо наличие положительного заключения экспертизы проектной документации в соответствии с ч. 3 ст. 110.2 Закона о закупках.
Кроме того, согласно п. 2.1 приказа Минстроя России от 14.01.2020 N 10/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационной карты типовых условий контракта" приемка результатов выполненных работ не может быть осуществлена без наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Для выполнения работ по рассматриваемой закупке обязательно прохождение государственной экспертизы согласно вышеуказанным требованиям законодательства и условиям контракта. В связи с этим предмет контракта включает в себя выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина в г. Перми" при условии получения положительного заключения государственной экспертизы. Только при условии получения такого заключения по завершении проектных работ будет обеспечено соблюдение требований по созданию надлежащего результата работ в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 110.2 Закона о контрактной системе и градостроительного законодательства.
Следовательно, предмет оценки, не содержащий условия о наличии у участников закупки положительного заключения государственной экспертизы разработанной проектной документации, не может быть признан сопоставимым с предметом оспариваемого конкурса, предполагающим обязательное прохождение государственной экспертизы.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки требуемого опыта, также должен включать требование к представлению копий положительного заключения государственной экспертизы, как указано в описании объекта закупки (техническом задании) и проекте контракта.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом, установившего критерии оценки заявок, установлено нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гео-Проект" на действия комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина в г. Перми" (изв.N 0156200009923001516) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Гео-Проект" на действия КГБУ "Управление автомобильных дорого и транспорта" Пермского края, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Макаренко с бульваром Гагарина в г. Перми" (изв.N 0156200009923001516) не подлежащей рассмотрению.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 января 2024 г. N 106/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024