Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя управления - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, С.Д. Купцовой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Администрации Светлогорского сельсовета Туруханского района Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Мастер" (ИНН 2411021258) (далее - общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту фасада здания КДЦ "Заполярье"", извещение N0119300046123000002, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Мастер" (далее - общество, подрячик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, номер извещения N0119300046123000002 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
До заседания Комиссии общество и заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
До начала рассмотрения обращения заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В назначенное время на заседании присутствовали представители общества, должным образом подтвердившие свои личности и полномочия.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что бщество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями Заказчика, Общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо осуществить выполнить работы по контракту.
Согласно разделу 1 Контракта: "1.1. В соответствии с настоящим контрактом Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по текущему ремонту фасада здания КДЦ "Заполярье" (далее - работы) по адресу: Красноярский край, Туруханский район, п. Светлогорск, ул. Энергетиков, д. 19 (далее - объект), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы".
1.1. Подрядчик обязуется выполнить все работы в соответствии с условиями контракта, локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к контракту), в полном соответствии с требованиями действующих государственных стандартов, сводов правил, строительных норм и правил, технических условий, ПУЭ, НПБ, технических регламентов, санитарных норм и правил.
1.2. Виды и объемы работ, подлежащие выполнению Подрядчиком, определяются техническим заданием (Приложение N 2 к контракту), локальным сметным расчетом (Приложение N 1 к контракту).
1.3. Сроки, необходимые Подрядчику для подготовки к выполнению работ, получения необходимых разрешений и согласований, включены в сроки выполнения работ по контракту, и учтены Подрядчиком при его заключении.
Работы, согласно п. 1.1 настоящего контракта выполняются в рамках мероприятий по благотворительности Акционерного Общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на 2022-2023 годы".
Цена контракта определена во 2 разделе Контракта.
Пунктом 3.1. раздела 3 Контракта установлено: "Срок выполнения работ: с момента заключения контракта по "13" октября 2023 года, в соответствии с графиком выполнения работ, разработанным Подрядчиком и утвержденным Заказчиком. Досрочное выполнение работ допускается".
Разделы 5 и 6 Контракта предусматривают права и обязанности сторон.
Разделом 8 Контракта определена ответственность сторон.
Разделом 11 Контракта определены условия приемки выполненных работ.
Разделом 14 Контракта определен порядок разрешения споров между сторонами.
Комиссия, изучив представленные материалы, установила, что регламентированный срок выполнения работ установлен до 13.10.2023.
Согласно пояснениям заказчика, работы по контракту переданы подрядчиком заказчику 07.11.2023.
22.11.2023 Заказчик провел экспертизу выполненных работ, в ходе которой выявил ненадлежащее выполнение, а также частичное невыполнение работ, предусмотренных контрактом.
24.11.2023 Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин отказа.
07.12.2023 обществом в адрес заказчика было направлено письмо исх.N24 с обоснованием недостатков, отмеченных в мотивированном отказе заказчика, а также с указанием на то, что объект заказчика изначально имел дефекты, которые оказывают отрицательное влияние на результат выполненных работ, а также, что объект находится в сложных климатических условиях, что может способствовать риску случайной гибели элементов отделочного покрытия. Кроме того, подрядчиком было предложено согласовать срок проведения работ в летнее время для устранения дефектов.
07.12.2023 подрядчиком были повторно переданы работы заказчику.
09.12.2023 заказчик провел экспертизу выполненных работ, в ходе которой установил, что ранее выявленные недостатки не исправлены подрядчиком.
13.12.2023 заказчиком в адрес общества был направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных работ.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, заказчиком было принято решение об односторонне отказе от исполнения контракта на основании статьи 309 Гражданского кодекса РФ, части 9 статьи 95 Федерального Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 12.1 Контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 18.12.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 18.12.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым.
Дата вступления решения в законную силу - 29.12.2023.
Таким образом, заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия, выслушав пояснения, изучив представленные материалы, не усматривает достаточных оснований полагать, что общество при исполнении контракта действовало недобросовестно.
Комиссия считает необходимым принять во внимание пояснения общества о том, что подрядчиком в адрес заказчика был направлен акт о выполненных работах на сумму 10 773 025, 32 рублей, которые осуществлялись за собственные средства общества, заказчиком выполненные работы, не приняты и не оплачены. Однако обстоятельство непринятия работ не свидетельствует о том, что обществом работы не выполнялись.
Кроме того, обществом представлено подтверждение того факта, что здание заказчика имело дефекты до начала исполнения контракта. В качестве доказательств на заседании Подрядчик представил на обозрение Комиссии техническое заключение ООО "Перспектива" по результатам обследования состояния строительных конструкций объекта заказчика, в котором в выводе отмечено, что техническое состояние оценивается как ограниченно-работоспособное.
Кроме того, из письма заказчика в адрес общества от 09.01.2024 N03 следует, что "Подрядчик приступал к исправлению недостатка", что Комиссией Красноярского УФАС России оценивается как то, что Обществом предпринимались меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, комиссия приходит к выводу о том, что обществом работы выполнялись, велась переписка с заказчиком о ходе выполнения работ и возникших трудностях, что свидетельствует о принятии обществом мер, направленных на исполнение контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия, оценивая вышеуказанные обстоятельства в рамках своих полномочий, а также иные действия, совершенные обществом и заказчиком, приходит к выводу, что действия общества были направлены на исполнение условий контракта. Доказательств умышленного и намеренного уклонения исполнителя от исполнения обязательств по контракту или иных неопровержимых доказательств недобросовестного поведения исполнителя Комиссии представлено не было, факт существования таких доказательств Комиссией не установлен.
Красноярское УФАС России отмечает, что Комиссия не приходит к выводу, что Заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что Общество должно быть подвержено такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Вместе с тем, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой, как уже было отмечено выше, специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Постановления Правительства от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Учитывая изложенное выше и тот факт, что обществом представлены доказательства того, что им принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, Комиссия не находит оснований для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Мастер" (ИНН 2411021258) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
С.Д. Купцова
Исп.Купцова С.Д.
тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 января 2024 г. N 024/10/104-30/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2024